Рокер Шнуров и профессионалы

Самая последняя и, пожалуй, самая значимая по резонансу новость этих дней в желтой прессе (или в нашей так называемой светской жизни) – объявленный в интернете развод певца Сергея Шнурова, фронтмена группировки «Ленинград», и его жены Матильды. По этому поводу высказываются разные мнения – от измен до того, что тут просто пиар-ход. Но уж кому-кому, а Шнурову популярности не занимать, к тому же она и без того всегда на пределе зрительского внимания. Отмечу сразу, что человек он талантливый, чувствует конъюнктуру, работает на массового зрителя, каждый раз оправдывая ожидания публики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Мне он представлялся прежде панком, как бы тем, кто выступает против чего-то в обществе, резко обозначая свою позицию, в данном случае, в музыке. Теперь я думаю, что Шнуров – рокер, если даже не попсовик с элементами рока. При том, что ему позволено то, чего не простили бы другим. На его концертах и в его клипах забубенное сквернословие не запикивают, оно в его выступлениях столь же норма, как и отлично аранжированная мелодия с четко продуманными словами.

Он может показаться деспотом: сразу после взлета успеха песни»Экспонат» уволил ее исполнительницу, обосновав это «звездной» болезнью той. Скоро уволил и одну из двух новых солисток коллектива, которая с тем же темпераментов, дрыгая ногами, исполняя ту же и другие песни «Ленинграда».

Несомненно, Шнуров – человек достаточно образованный и даже культурный, поскольку понимает, что на одном мате популярности не добьешься. Он и патриот, и пофигист одновременно, выражая вроде бы специфику национального сознания с звучащих на его концертах текстах. Однако, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, поскольку и себе на уме, но реагирует на все быстро и четко, выражая стереотипы мышления сограждан вроде бы изнутри, но все же явно – со стороны, как это бывает в кино или в театре в постановках на современном материале.

Но речь не об этом. Каждый его клип – произведение искусства: великолепная операторская работа, отличный сценарий, кастинг и все такое. Наряду с отвратной раскованностью персонажей, матерщиной на каждом шагу. То есть, и без музыки Шнурова его клипы представляют нечто завершенное и классное по исполнению. А уж с песнями – просто выглядит все шедеврально, если бы не было все похабно по художественному посылу, прямолинейно и не дерзко, а банально и цинично (когда артист сквернословит не от души, а по роли – это не позиция, а амплуа, игра в злободневность.)

И вот тут главный парадокс в риторическом плане: все, кто участвует в создании клипов на композиции Шнурова – от массовки до режиссеров и сценаристов (про группировку его я не говорю, хотя и к ним это имеет прямое отношение, поскольку музыка , которую они играют, сама по себе – хорошо до невероятия) – не понимают, что своим талантом, собственным мастерством тиражирую гнусность и агрессию, бескультурье и вседозволенность? Несомненно, прекрасно отдают себе отчет в том, что делают. Иначе бы клипы Шнурова не имели бы оглушительной статистики просмотров в полсотни миллионов. А, если так, то зачем же тогда сотрудничают с тем, с кем чувство брезгливости или такт помешали бы это делать. Что тут может служить оправданием? Большие гонорары, возможность получить таким образом репутацию крутых профессионалов или что-то еще? Не знаю, не могу понять, ведь и первое, и второе и третье, любое надцатое, связанное с пропагандой такого как бы народного творчества есть подлость, если не преступление. Это только кажется, что Шнуров просто выразитель народных комплексов и установок. На самом деле, он развратитель, разрушитель культуры и национальной духовности. Вот как это совмещается, с одной стороны, с тем, что ему как бы многое разрешено, с другой, с тем, что он подается как мастер своего дела, благодаря тому, что его обслуживают в буквальном смысле слова мастера своего дела? Конечно, можно тут построить конспирологическую версию, что так удобно для власти: и оппозиционность вроде есть, и массовая агрессия через творчество Шнурова находит себе неуличный выход и бунтарство переводится на язык запрещенной лексики. Как бы там ни было, при всем таланте, который у Шнурова несомненен, он вряд ли бы добился чего-то без аранжировщиков и клипмейстеров. Но им, что называется, по барабану. Во всяком случае, создается пока такое впечатление, ведь уровень постановки и съемки клипов не меняется, а постоянно высокого уровня, несмотря на смену их режиссеров.

Два слова стоит сказать и об еще одной «звезде» отечественного как бы шоу-бизнеса. Это Ольга Бузова, бывшая телеведущая скандальной передачи и жена футболиста, а теперь раскрученная певица. Где-то прошла информация, что она вроде бы и школу и институт закончила с отличием, но посмотришь на крашеную блондинку, послушаешь ее песни (лично мне хватает тридцати секунд, чтобы не вызвать приступ тошноты), и думаешь, как вот она, такая недалекая, мягко говоря, не слишком умная (постоянно заявляет, что у нее год не было секса), со специфической внешностью девушки низкой социальной ответственности (что подчеркивается демонстративно эпатажными нарядами везде и всегда) – может иметь около 10 миллионов подписчиков в интернете и собирать полные залы.

Конечно, срабатывает эффект Золушки, девушки, которая как бы сама себя сделала. Но ни таланта, ни харизмы, ни особого ума, даже женской логики у нее нет, танцует она ужасно, поет еще хуже. Однако, сольную карьеру в качестве певицы начала с нескольких концертов в Кремлевском Дворце в Москве и со столь же значимой площадки в Питере. (Обычно, такие площадки завершают гастрольные туры известных артистов, а тут – начало карьеры и с такой помпой.)

Несомненно, что Бузова, о которой теперь каждый день говорят и всегда в связи с очередным как бы просчетом ее, популярна примерно столько же, как и Шнуров, не имея ни его харизмы, ни его вкуса и масштаба личности. Ясно, что продюсеры ее продвигают активно и последовательно, внушая, что такое ничто и никак можно сделать мегапопулярной и заработать на этой неплохие дивиденды. Но тут, как со Шнуровым – то, что кажется однозначным на первый взгляд, на самом деле – часть айсберга. Шнуров будет петь и без мощной подпитки, поскольку доказал за двадцать лет существования группировки «Ленинград», что умеет это делать хорошо и эффектно. Бузова же закончится сразу, как только продюсеры решат , что она больше не нужна. И исчезнет разведенная вокалистка в небытие.

Но вот то, что оба – Шнуров и Бузова – сейчас властители дум значительной части российских зрителей – вряд ли случайность. Это то, что жаргонно называют – развлекалово. Такое оно сейчас, потому ,что востребовано и удобно, потому, что другого и не требуется, хотя есть и официальная культура, с ее стандартами и границами тематическими и творческими. Но и то, и другое на равных одновременно. И потому не совсем понятно тогда, что есть андеграунд – то, что поют два названных выше исполнителя, или то, что звучит на официальных к случаю или к празднику концертах на солидных площадках и тиражируется на главных каналах ТВ? Где, заметим, также работают настоящие профессионала, и еще какие, в чем не стоит даже сомневаться. Потому и когнитивный почти диссонанс, при том все-таки, что его нет и не может быть по определению. Так рокерство преобразилось в эпатаж, а эстрада – в продюсерские изыски по продвижению пустышек. Так было и прежде, но сейчас достигло такого уровня и масштаба, что одной интеллигентской критикой, недовольством тут не обойдешься, тем более, что подобные «шедевры» лезут отовсюду. И с ними невозможно ничего сделать. Или, что вернее, не хотят ничего делать, поскольку лучше такое слушать, чем с плакатами ходить на улицу. Так что, очевидна и тактика, и стратегия в том, что называется теперь массовым искусством, которое тоже курируют профессионалы своего дела.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.