Панк в шоколаде

Сергей Шнуров

Группировка «Ленинград» начиналась несколько лет назад как продюсерский проект Юрия Шевчука, фронтмена группы «ДДТ». Кто сейчас помнит про это, если у «Ленинграда» просмотрю в Ютьюбе зашкаливают за миллионы, если Сергея Шнурова приглашают на Первый канал в передачу «Наедине со всеми», если потом он свой хит «Лабутены» поет в «Вечернем Урганте» на том же телеканале, если Шнуров рекламирует что-то гламурное, вроде средства для мужчин или чего-то в этом роде.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Тогда еще мэром Москвы был Юрий Лужков, когда в самом большом концертном зале российской столицы — в спорткомплексе «Олимпийский» — должен был состояться сольник группировки (так они себя величают) «Ленинград». Тогда нынешний Президент России только начал свою деятельность на высшем государственном посту, а Шнуров запустил клип в ротацию о переезде из Ленинграда (уже Санкт-Петербурга уже, наверное) в Москву.

Мэр столицы концерт отменил, что сопровождено было сообщением о том, что в песнях Шнурова — непечатная лексика, что нарушает общественный порядок.

Запрет на выступление только поднял популярность группе. А что касается нецензурной лексики, то ее в самых популярных песнях «Ленинграда» на сегодняшний день — чуть ли ни через слово.

И что — народу нравится. Свой парень, говорит/поет так, как понятно широкому зрителю. О том, что понятно широкому слушателю. У него зажигательная музыка, заводные аккорды. И образ Сергея Шнурова — парня в майке и в длинных бриджах — на сцене работает тоже на его популярность.

Можно сказать, что Сергей Шнуров — просто прикалывается, иронизирует, пародирует издержки большей части общественного сознания.

Если бы ни два «но»: во-первых, если бы четкой была граница между стебом и позицией исполнителя, если бы его клипы не были бы так виртуозно срежиссированы и сняты. То есть, получается — матерщина в клюкве, стеб — в шоколаде, что подразумевает, что у человека все в порядке во всем. И он просто поет от души о том, что есть наша жизнь, сам живет такой же жизнью, но все же поэт, музыкант и исполнитель.

Дело даже не в его гонорарах и его популярности. А в том, что при всем желании различить разницу между Шнуровом артистом и человеком — трудно. Что, скорее всего, и невозможно. Но все же и есть во всем творчестве лидера «Ленинграда» некоторая лажа.

Да, он из народа — и выпить может, как все, и за матом в карман не полезет при случае. А вот только неправда все это, некий перебор, своеобразное рокерское барство, которое перешло в попсу с элементами панка, но оказалось чересчур рафинированным на выходе и потому снобистским.

Китч все это, ребята, советская эстрада с теми же припевами после каждого куплета, как бы дворовая песня, но исполненная лабухами на «ура». И потому — пародия.

Не на народ, на самого себя, Сергея Шнурова, который отнюдь не Виктор Цой, и не андеграунд, как это могло показаться поначалу, если бы не классные мелодии и риффы в нужном месте.

Пародия на рок, не судьба, а пошлость, возведенная в эстетство, так сказать, искусство для искусства, скоморошество под видом оппозиционности, но скоморошество, как манерное хулиганство, почти разрешенное, как выход пара, как средоточие неприятия чего-либо и нашедшее себе образ как бы пророка и как бы голоса масс.

А по сути — талантливого, несомненно, человека, который по своей ли воле или иначе выступает в роли мастера эпатажа, где уже мастерства больше, чем протеста, такая гламурная тусовка — группировка «Ленинград».

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.