Илья Абель | Получите — распишитесь, или Лояльность как тренд

Сначала информационное сообщение ТАСС, а потом — мои комментарии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Юрий Башмет. Фото: isrageo.com

МОСКВА, 24 июня. /ТАСС/. Композитор Эдуард Артемьев и режиссер Никита Михалков удостоены Премии имени Дмитрия Шостаковича за продолжение традиций честного творчества. Такое заявление сделал в субботу президент Международного благотворительного фонда, учредителя премии, народный артист СССР Юрий Башмет перед вручением награды в Концертном зале им. П. И. Чайковского.

“Великий Дмитрий Дмитриевич Шостакович честно, с глубоким пониманием трагизма времени, прожил свою жизнь. В творчестве замечательного композитора Эдуарда Николаевича Артемьева нет влияния музыки Шостаковича, Никита Сергеевич Михалков вообще музыку не сочиняет. Но эти два наших лауреата честны во всем своем творчестве, они сами себя не обманывают. Эти люди более чем достойны Премии имени Шостаковича”, — заявил Башмет.

Михалков стал первым режиссером, удостоенным премии Шостаковича. “Честно вам скажу, я посмотрел на тех, кто получал эту премию, и понял, что я чужой в этом списке. Но абсолютно убежден, что Артемьев — это гениальный русский композитор, который всю свою жизнь живет музыкой, он сам — музыка. Я очень рад, что меня присовокупили к имени Артемьева”, — заметил председатель Союза кинематографистов России.

А Артемьев признался, что “Премия Шостаковича — главное событие” в его жизни. “Для меня Шостакович — это явление, которых мало в истории искусства. Это беззаветное служение своему делу”, — сказал композитор.

Подробнее на ТАСС.

Теперь несколько слов. Но, замечу, не о Михалкове, с ним-то все ясно. В эти дни он проводит в российской столице Международный московский кинофестиваль в качестве организатора и бенефициара, поскольку постоянно звучат здравицы в его честь. В интервью радио «Коммерсант FM», рассказывая о планах своей киностудии сообщил, что готовится к запуску фильм о противостоянии советской и американской команд на Мюнхенской олимпиаде (надеюсь, не 1936 года при Гитлере), когда в несколько секунд спортсмены из СССР обыграли спортсменов из США. Заметим, что, если речь идет о послевоенной Олимпиаде в Мюнхене, то она печально вошла в историю тем, что там арабские террористы убили израильских спортсменов при полной неспособности немецких властей противостоять их захвату в Олимпийской деревне. Но если под руководством Михалкова и будет сниматься фильм, то ясно ведь, что не о трагедии, а о победе отечественного спорта. Он же патриот, и с ним в этом смысле все ясно.

Речь здесь пойдет о Юрии Башмете.

Как-то после перестройки на последней странице газеты «Культура», тогда еще не подмятой под себя все тем же Никитой Михалковым, он рассуждал о том, что всегда оставался гражданином страны, но как-то это не слишком отмечалось в прессе. Это сказано было с намеком на то, что слишком много внимания тогда уделялось триумфальному поистине возвращению в Россию Ростроповича и Вишневской. То есть, Башмет говорил о том, что не всегда мог напрямую заключать договоры о зарубежных гастролях, а Госконцерт не спешил извещать его о них. Но и в таком случае Башмет ощущал себя гражданином этой страны, несмотря ни на что.

Дальше — больше. У него появился оркестр, он стал часто выступать сольно, с оркестром и с дочерью в дуэте в лучших залах Москвы — Большом зале Консерватории и в зале имени Чайковского. Но вот все как бы не так было, как теперь представляется. Но патриотизм креп и становился все серьезнее в его внемузыкальном исполнении. Помнится, Татьяна и Сергей Никитины отказались публично выступать на юбилейном вечере Башмета, который активно на словах поддержал закон, принятый тогда Госдумой РФ о том, что иностранцы, прежде всего — американцы, не смогут больше усыновлять российских детдомовцев. В пику тем, кто осуждал известного музыканта за эту толерантность решениям власти, Юрий Башмет продолжал доказывать, что закон принят своевременно и суть его правильная.

Некоторое время назад увидел его фотографию на большом рекламном плакате с информационного стенда. Музыкант теперь призывал покупать квартире в комплексе, названном Дом Композиторов. Понятно, например, почему радио «Орфей», где постоянно звучит классическая музыка во всех ее бытованиях, в паузах между записями ее дает рекламные новости. Да, о тех же новостройках за три с половиной миллиона рублей в качестве первого взноса. Радио надо выживать. Не случайно ведь, штат телеканала «Культура» под видом переезда и реорганизации сократили более чем на сотню человек, хотя и там тоже идут анонсы спектаклей и анонсов. Но любая элитная новостройка дороже любого самого крутого концерта симфонической музыки. Кто тут будет спорить и сравнивать?

Но есть и репутация. Башмет не на филармонической афише — все же нонсенс, некоторый парадокс.

Ну, а вручение музыкальной премии, да еще и имени Шостаковича, и кому — Никите Михалкову, это уже не фальшь, а настоящая лажа. С этической, репутационной точки зрения. Несомненно, что Артемьев — настоящий и большой композитор. И написал к кино и вне его много замечательной музыки. Кажется, в прошлом году на вручении ежегодной кинопремии «Золотой Орел», учрежденной Российской киноакадемией под руководством, ну, сами понимаете, Никиты Михалкова, композитор получил премию за музыку к последнему по времени фильму Михалкова по прозе и публицистике Бунина. Теперь еще одна премия и вполне заслуженная.

Как явствует из тассовской информации, не только музыканты получали премию имени Дмитрия Шостаковича. Среди лауреатов ее была и Ирина Антонова, долгое время бессменный руководитель Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Именно при ее непосредственном участии в Музее стали проводить Декабрьские вечера, когда с концертами в выставочных залах выступали лучшие музыканты, начиная с Рихтера. То есть, тут нет даже намека на вопрос, поскольку Антонова пропагандировала классическую музыку, как никто из музейщиков.

Но Михалков всегда пропагандирует только самого себя. Он профессиональный режиссер, и фильмы его с режиссерской точки зрения достаточно высокого уровня, если им не мешали идеологичность, патриотизм, псевдонародность. И потому говорить о чести и честности в том, как их понимал Шостакович и как их трактует Никита Михалков, на равных означает какую-то душевную, эстетическую невнятицу, несоразмерность.

Так что, патриотизм Юрия Башмета в данном случае получил, со всей очевидностью, свое логическое продолжение. Резервы еще в этом контексте есть, но говорить о них не хочется, чтобы уж не впадать в иронию или что-то в том же роде. Конечно, описанный ТАСС акт — не финал для Башмета, а, скорее, кода, следить за которым неприятно, грустно и неинтересно.

Хотя очевидно, что на происшедшем альтист, про которого в свое время написали неплохой роман, не остановится. А жаль…

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.