Почему древние мифы о вулканах оказываются правдой

Возможно, миф об ушедшей в морскую пучину Атлантиде — вовсе не миф, пришла к выводу корреспондент BBC Earth, ознакомившись со сказаниями и легендами про вулканы и мнениями ученых.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Легенда гласит, что много столетий тому назад Таново, повелитель острова Оно в архипелаге Фиджи, любил вечерами выходить на прогулку. Ежедневно он гулял по пляжу, смотрел на закат Солнца и, несомненно, наслаждался своим райским уголком.

Но однажды повелитель вулкана Набукелеву — соперник Таново — нарастил свою гору и закрыл ему вид на закат. Обозленный Таново сплел гигантские корзины из кокосовых волокон для транспортировки земли и начал раскапывать вулкан. Однако повелитель горы одержал верх, и, спасаясь бегством, Таново рассыпал землю на островах Дравуни и Галоа.

Когда этот миф услышал геолог Патрик Нанн, он подумал, что речь в нем идет об извержении Набукелеву, в результате которого пеплом засыпало соседние острова группы Кандаву. Но он провел научное исследование этого района, в результате которого сделал вывод, что вулкан в последний раз извергался около 50 тысяч лет тому назад — а первые люди прибыли на остров примерно в 2000 году до н. э. Легенда, похоже, действительно оказалась легендой, а не описанием реальных событий.

Тем не менее два года спустя, при постройке дороги у основания вулкана, рабочие наткнулись на черепки древних глиняных изделий, похороненные под метровым слоем вулканического пепла. «Это явно указывало на то, что вулкан извергался в последние 3000 лет, когда на острове уже жили люди, — говорит Данн, профессор Университета Саншайн-коста в австралийском штате Квинсленде. — Культурная память не подвела, а выводы наших научных исследований оказались ошибочными».

С доисторических времен до недавнего времени (когда, к примеру, извергался вулкан Килауэа на Гавайях) эти природные катаклизмы наводили страх и вызывали к жизни мифы. Во многих культурах активные вулканы считались местом обитания богов — как правило, склонных легко гневаться.

«Мне кажется, что создание мифов — это естественная реакция на природные явления, которые человек не в силах объяснить, — говорит Харальдур Сигурдссон, вулканолог из Род-Айлендского университета в США. — Такие явления приписываются действиям сверхъестественных сил: утверждается, что это битва между гигантами и богами, например».

Но если отвлечься от религиозного аспекта, то эти традиционные сказания могут содержать также ценную информацию о типе и природе вулканических извержений, говорит Нанн. Они способны предоставить геологам дополнительную информацию о событиях, которые произошли сотни или тысячи лет назад.

«На основании моего 30-летнего опыта работы в области геологических исследований могу сказать, что анализ мифов имеет большое значение, — утверждает Нанн. — Он помогает заполнить промежуток между геологической теорией и историей, и дает важную научную информацию».

Легенда гласит…

Вскоре после того, как вулканолог-исследователь Дон Суонсон переехал на Гавайи в 1997 году, его друг, зная любовь ученого к поэзии, подарил ему книгу переведенных гавайских народных песнопений. Однажды вечером, когда Суонсон, устроившись в кресле, читал эту книгу, на него снизошло озарение.

«У меня в голове включилась лампочка. Но она не сразу зажглась, а постепенно набрала яркость, — говорит Суонсон. — Я понял, что, скорее всего, читаю о событиях, которые изучал на местности как геолог в течение нескольких последних месяцев».

В песнопениях рассказывалась история Пеле, богини вулкана Килауэа, которая изначально приехала на остров Кауаи со своими родственниками и влюбилась в смертного человека по имени Лохиау. Кауаи был недостаточно горяч для Пеле, и она поселилась в кратере вулкана Килауэа на большом острове Гавайи. Она попросила свою сестру Хииаку доставить Лохиау на остров, дав ей на это 40 дней.

Хииака согласилась на условии, что сестра не будет жечь своим пламенем любимую Хииакой рощу цветущих деревьев. Но когда Хииака прибыла на остров Кауаи, она обнаружила, что Лохиау мертв. Пока она оживляла его, 40 дней истекли.

Пеле, посчитав, что сестра забрала возлюбленного себе, подожгла рощу. Чтобы отомстить, Хииака вернулась на Гавайи и занялась с Лохиау любовью на глазах у Пеле. Разгневанная сестра не замедлила с ответом: она убила Лохиау и бросила его тело в кратер. Хииака принялась откапывать тело, швыряя в воздух камни. «Типичный земной любовный треугольник», — замечает Суонсон.

Когда он читал этот миф, его интуиция подсказала, что речь идет о двух крупнейших вулканических явлениях, случившихся за период, когда на острове жили люди.

Рассказ о горящем лесе, скорее всего, относится к истечению магмы, случившемуся в XV веке. Оно продолжалось 60 лет, и лава покрыла 430 квадратных километров территории острова Гавайи. Попытки Хииаки откопать любовника, похоже, описывают провал вершины Килауэа, когда у горы образовалась кальдера (основной кратер).

До недавнего времени геологи считали, что кальдера сформировалась в 1790 году в ходе серии мощных вулканических взрывов, а после того вулкан столетиями молчал. Но, согласно преданиям, кратер существовал и до этого, «во времена правления многих королей», и из него часто вылетали раскаленные камни. Лишь в начале XXI века ученые обнаружили свидетельства того, что народная хронология была верной.

«Мы явно были неправы, и поняли это совсем недавно, — говорит Суонсон. — Стыдно признавать, что геологи никак не приняли во внимание песнопения про Пеле и Хииаку, потому что мы сочли, что никакого практического смысла в них нет».

Вулканолог убежден, что в гавайской народной поэзии сокрыто еще много научных сокровищ, которые пока что дожидаются внимательных исследователей.

Мудрость тысячелетий

Пожалуй, один из самых старых мифов человечества — это легенда об Атлантиде, могучем царстве, которое исчезло без следа. Предание гласит, что жители этой утопической цивилизации так сильно разозлили богов масштабами своего морального падения, что те обрушили на остров огонь и землетрясения. В результате этих катаклизмов Атлантида бесследно затонула.

Древнегреческий философ Платон описал эту историю в своих диалогах «Критий» и «Тимей». Эрудиты столетиями спорили о том, вымышлены эти события или же они действительно произошли, и где Атлантида могла находиться.

В истории был реальный случай, очень напоминающий рассказ об Атлантиде: мощнейшее извержение вулкана Санторин на острове Тира в Эгейском море близ побережья Греции, которое произошло примерно 3600 лет тому назад. Примерно в то же время исчезла развитая минойская цивилизация, существовавшая в этом районе. Извержение вдохновило древнегреческого поэта Гесиода на написание примерно в 700 до н. э. поэмы «Теогония», описывающей битву великанов и богов на горе Олимп.

«Я начал интересоваться легендой об Атлантиде и поэмой „Теогония“, потому что это единственные письменные свидетельства или интерпретации этого гигантского вулканического явления, — рассказывает Сигурдссон. — Других описаний у нас нет, поэтому если допустить, что они относятся к этому событию, то из них можно извлечь кое-какую информацию, которую в противном случае мы бы не имели».

Выводы нескольких исследований подкрепляют теорию о том, что вулканический катаклизм, описанный Платоном в его рассказе об Атлантиде, на самом деле был извержением вулкана Санторин. «Когда археологи начали раскопки на острове Тира, они рассматривали легенду как ориентир при анализе своих находок», — говорит Джон Дворак, геолог Гавайского университета.

«В науке постоянно идет поиск подкрепляющих данных и анализ их взаимосогласованности, — отмечает Дворак. — А в данном случае миф подтверждал сведения, полученные археологами. По времени все совпадает, и друг другу ничто не противоречит».

Подобные мифы помогли ученым узнать больше о нескольких крупных вулканических событиях прошлого, рассказывает Сигурдссон. Одно из этих событий — извержение вулкана Куваэ в архипелаге Новые Гебриды, в юго-западной части Тихого океана. Оно произошло в 1453 году и было одним из крупнейших на Земле за последние 10 тысяч лет. В его результате остров Куваэ попросту исчез.

По словам Нанна, непросто выстроить картину извержения на основании одних лишь геологических исследований. В попытке восстановить события геологи изучают лаву, отложения породы и другие продукты извержения, выброшенные вулканом. Но те с течением времени меняются, трансформируются и перемещаются.

«Представьте, что вы пытаетесь воссоздать все событие на основании этих отдельных кусков информации, и поэтому приходится делать много допущений, — поясняет Нанн. — Но многие древние рассказы и мифы, описывающие извержения вулканов, дают нам представление о последовательности происходивших явлений».

В мифах о Куваэ говорится и о событиях, предшествовавших извержению. Они дают важную информацию о том, как распознать признаки надвигающихся крупных катаклизмов, говорит Нанн. В устных преданиях описывается, как мифические колдуны копали ямы, из которых текла горячая вода, упоминаются странные звуки из кратера и исход тигров, обезьян и кроликов из лесов в деревни перед главным извержением.

На острове Саво, входящем в тихоокеанский архипелаг Соломоновы острова, крупные вулканические извержения случаются примерно раз в 110 лет. В местном фольклоре говорится, как в преддверии катаклизмов кратер заполняется водой, начинаются землетрясения и цунами и вымирает растительность. Благодаря этим рассказам современное население острова знает признаки надвигающейся катастрофы и может принять соответствующие меры, замечает Нанн.

«Думаю, мы не можем себе позволить не принимать в расчет какие-либо источники информации о вулканических событиях прошлого, — говорит он. — Однако наука долго раскачивалась, прежде чем признать ценность народных преданий».

В поисках крупиц смысла

Ранние попытки человека объяснить вулканическую активность, с точки зрения современных ученых, тоже чем-то похожи на мифы. Древние греки, например, полагали, что извержение — это выход из горы сжатого воздуха, своего рода грандиозная отрыжка. У римлян было несколько более инженерное объяснение — они считали, что дело в химических реакциях и в возгорании подземных материалов.

«Они пытались привязать наблюдаемые явления к естественным процессам, а не ко внеземной, божественной деятельности, — говорит Сигурдссон. — Они отходили от легенд и приближались к реальности».

В ходе столетий концепции становились все более продуманными, однако в теоретизировании был сделан определенный шаг назад, когда возникла христианская идея ада.

Физик Исаак Ньютон, наиболее известный своими работами в области гравитации и механики, практиковал еще и алхимию в хижине позади своей лаборатории. Он выяснил, что соединение железа и серы приводит к выделению большого количества тепловой энергии. По мнению Ньютона, именно эта реакция и лежала в основе вулканической активности.

«Такую же теорию римляне выдвинули примерно за тысячу лет до этого», — замечает Сигурдссон.

Исследования в области термодинамики, литологии, геохимии и тектоники плит, проведенные в XIX и XX веках, наконец превратили вулканологию из «божественной науки» и «диванной геологии» в серьезную дисциплину и сформировали современное представление о вулканических событиях. «Думаю, сейчас у нас есть довольно понятная рабочая гипотеза, которая выдержала испытание временем», — считает Сигурдссон.

Но вулканологи по-прежнему не могут предсказать, когда та или иная гора начнет извергаться, замечает Дворак. Что они могут — так это рассчитать некую вероятность.

«Может начать извергаться. Либо начнет, либо нет. Шансы на одно выше, чем шансы на другое», — описывает он научный процесс.

Дворак, присутствовавший при извержениях в Индонезии и вулкана Сент-Хеленс в американском штате Вашингтон, слышал, как местное население комментировало работу вулканологов: «Какой в этом всем толк?»

Мифы и вера в божественную кару и по сей день широко распространены. Когда вулкан Сент-Хеленс проснулся в 1980 году, двое местных христианских священников заявили, что произошло это потому, что люди забыли о благотворительности и не заботились о своих семьях. «Даже в самом технически развитом обществе есть те, кто пытается искать подобные объяснения», — говорит ученый.

Итак, сейчас наука не может дать людям окончательных ответов, и им, похоже, по-прежнему нужны мифы, чтобы отыскать какой-то смысл в хаосе. Возможно, легенды становятся ценным инструментом, помогающим психологически справиться с катастрофой или с постоянно нависающей угрозой.

Даже в наши дни развитой научной и технологической мысли мифы находят для себя место в психологии общества.

Легенды облекают явления смыслом, а основанные на них ритуалы могут дать спокойствие и чувство защищенности, говорит Дворак: «Мифы и ритуалы по-своему помогают примириться с несчастьем».

Джейн Палмер
(“BBC”, Великобритания)
inosmi.ru

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.