Петь или плясать

Я не являюсь поклонником сольной карьеры Андрея Макаревича. Как вокальной, так и эпистолярной.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Песни руководимой им в качестве фронтмена группы «Машина времени» выразили характерный для своего времени дух перемен и определенное свободомыслие в рамках разрешенного худсоветами и политцензурой.

Не все они однозначны, поскольку некоторые слоганы и выводы, в них высказанные, и тогда, и сейчас кажутся спорными. Например, «и каждый пошел своей дорогой, а поезд пошел своей». (выходит, и нашим, и вашим, на любой вкус).

То, что поет Макаревич в последнее время – бывает ангажировано (предвыборная песня в пользу Прохорова), еретично – о боге, который будто бы оставил напрочь этот мир (так писали два века назад французские материалисты, в первую очередь Вольтер и закончилось это революционным террором и потрясениями государственных основ).

Но все же речь не об этом.

А о выступлении Макаревича по ту сторону боевых действий на Украине.

Поскольку всех подробностей данного концерта мы вряд ли сможем узнать, то приходится принимать версию происшедшего со слов самого Андрея Макаревича, как первоисточника и ньюсмейкера.

По его мнению, все выглядит достаточно логично и оправданно, поскольку выступал музыкант перед беженцами и весь шум, все волны гнева и возмущения, которые подняты были по этому поводу, не имеют под собой никакой фактуры, являясь демагогией.

Повторю, мы не знаем подробностей, той самой фактуры, поэтому вдаваться в анализ ситуации не представляется возможным по разным причинам.

Тут можно, например, вспомнить давнее интервью Турецкого, данное тогда, когда руководимый им хор переживал не самые удачные времена своей истории.

Объясняя, почему хору Турецкого запретили репетировать в Московской хоральной синагоге, его руководитель разглагольствовал о том, что в субботу петь можно, но почему-то именно за пение в этот день недели его ансамбль наказали.

Да, евреи поют праздничные песни во время субботних трапез. Но Хор Турецкого был наказан за то, что его участники выступали в концертом зале тогда, когда завершающий день недели по еврейскому календарю еще не закончился. И делал это платно. То есть, нарушал сам субботу и провоцировал нарушения праздника зрителями, которые приходили на его концерты.

А в остальном – все правильно. Петь можно, но не тогда и не за деньги.

Думаю, что нечто похожее произошло и с Макаревичем.

Он знал, что его перформанс вокальный вряд ли вызовет приятие в России, но все же пошел на участие в нем, а потом был разочарован и удивлен, мягко говоря, негативной реакцией на происшедшее.

Тут явный логический парадокс случился в построениях у музыканта.

Он пишет письма Президенту РФ, тем самым признавая его верховенство в качестве представителя властных структур и гаранта отечественной Конституции. Тем самым, Макаревич на практике и общеизвестным способом признает, что Президент РФ может обратить внимание на затрагиваемую музыкантом (не Юрой, Юрием Шевчуком, а Андреем, Андреем Макаревичем) проблему.

То есть, говоря по-простому, Макаревич, адресуя письма в Кремль, признавал не только власть Президента РФ, но и его возможность пусть чисто теоретическую на самом деле, решить затрагиваемые в посланиях музыканта вопросы.

А потом соглашается выступить не там, где нужно, если исходить из современной российской идеологии, которая опирается на посылы, которые своими действиями и словами дает первое лицо нашего государства.

Это тот самый случай, когда надо или петь, или плясать.

Петь Андрей Макаревич умеет, талантливо, личностно и убедительно.

А вот плясать, в данном случае, под чужую дудку – явно нет. Он пробовал это делать, когда писал публично письма на высочайшее имя. Но без особого эффекта. И вот попробовал соединить творчество и политику, то есть, в меру разрешенного как раньше, так и теперь, остаться самим собой. Но не вышло, не получилось, не так поняли.

И снова опубликованным оказалось новое письмо Макаревича все тому же Президенту России. И уже не про то, что происходит в стране неправильного по мнению автора и исполнителя песен, а ненормального по отношению лично к нему.

Читать это письмо странно. Поскольку взрослый человек со школы знает, что не только в физике, но и в жизни действует закон, что сила действия равна силе противодействия.

В общественной реакции на что-то такое тоже естественно, как в явлениях природы.

Тогда чему же надо удивляться и вставать в позу обиженного правдолюбца, когда выбор был сделан согласием на участие в том самом концерте.

Ясно ведь было, какой будет реакция на такую артакцию.

И нужно воспринять ее, реакцию, во всех смыслах слова, как должное.

А не оправдываться, чтобы совсем уж не запутывать своих поклонников собственными публицистическими и идеологическими экзерсисами.

Что поделать, получился новый поворот. Со всем, что о нем сказано в песни «машинистов» десятки лет назад.

Так что, винить тут некого, а устоять – надо.

Несмотря ни на что и не обижаясь ни на кого, кроме себя.

Кажется, так правильнее всего.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    1 Комментарий
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии