Павлиново городище и Сопининские могильники

Автор А. Каздым

Хочу сразу сказать – к павлинам это место не имеет никакого отношения… И почему называется «Павлиновым», никто толком и не знает. Вроде бы название происходит от отчества «Павлинович» или «Павлиныч» некого местного краеведа который его и открыл… Или канонического имени «Павлин».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Само городище частично свалилось в обрыв поймы реки Исеть, частично изуродовано карьером, но, и то, что осталось, копалось много лет и многими экспедициями…

Я работал с Зауральской археологической экспедицией Уральского Государственного университета (сокращённо УГУ) из Екатеринбурга (или сокращённо Ё-бурга), возглавляемой д.и.н. Л.Н.К. и Андреем Анатольевичем К., или попросту Андреем.

Но там были археологи, точнее, только археолог Наташа из Омска, «добровольцы» из того же Омска, школьные учительницы из Екатеринбурга, школьники из Серова, кто-то был, кажется и из Челябинска… В общем, обычная уральская экспедиция… Но мужиков было немного… Преобладал «женский контингент».

Л.Н.К. была, так сказать, научным руководителем, а всеми работы заправлял начальник экспедиции, а именно Андрей К. Гонял он народ не по-детски, выпить был не дурак, как и все мы тогда, а для работы, т.е. зарисовок и составления планов ему требовались: а) темные очки, б) сигареты. Без этого он работать просто не мог… Вообще его там опекали многочисленные девушки, но именно опекали, ухаживали как за малым дитем… И все! Про остальное и не знаю… И вообще не моё это дело… Мне там своих дел хватало…. «Подбивать клинья» было под кого….

Народ был веселый, надо мной как над единственным москвичом вечно хохмили и старались подкалывать, а я делал вид, что не обижался… Хотя нет, я и правда не обижался, так как и сам хохмил вовсю и рассказывал массу историй…

Кстати, одну хочу привести, так она долго вспоминалась членами экспедиции. И связана так сказать тоже с «членами», только иными… К археологии это история отношения, в общем-то, не имеет, а это ближе к этнографии… Но археологи и этнографы, не то чтобы близки по духу, но рядом… Недаром в «Археологическом гимне» поётся:

…А этнографы бросятся
Собирать все подряд.
Их ботинки износятся,
А носы обгорят.
Они будут рисовать узоры,
Они будут собирать фольклоры,
Они будут портить аппараты,
Заснимая города и хаты…

Итак… Есть такой остров Новая Гвинея, где в свое время побывал Миклухо-Маклай, и даже собирался основать там русскую колонию. Остров большой, второй по величине в мире, и многие его места настолько труднодоступны, особенно Гвинейское нагорье, что там кажется, нога белого человека ещё и не ступала. Племена папуасов, до сих пор живут также, как и их предки 1000, и 5000 лет назад… Быт их мало изменился, разве что каннибализма стало поменьше… Но кто про это знает??? Те, кого съели, точно не расскажут, ну а кто туда и добрался, так и ему не расскажут…

Итак, мужчины некоторых племен папуасов имеют только одно одеяние (женщины обходятся безо всего), а именно холим – бамбуковый футляр, одеваемый на член, пенис, он же детородный орган, причем длина холима может достигать одного метра! Подчеркиваю – холима, а не его содержимого! Для удобства ношения верхняя часть холима даже привешивается к шее на шнурке, чтобы не падал и не волочился по земле. А вот чтобы сей холим не натирал мягкие ткани органа, папуасы укладывают туда травинки, птичий пух и прочее…

Сам остров сейчас разделен на две половины, почти равные – правая – Папуа Новая Гвинея, под протекторатом Австралии, а левая территория Индонезии, именуется – Ириан Джай. В конце 40 – начале 50-х годов ХХ века Индонезия «наконец-то освободилась от проклятого колониального гнёта», после чего там пошли «выяснения отношений», захваты территорий и прочий бардак, который, кстати, продолжается и до сих пор. Обрадовавшиеся свободе индонезийские власти, дабы привлечь всё население Индонезии к этому важному событию (а большая часть населения, скорее всего процентов 80, об этом и знать не знало, и вообще им это было по фигу), стали с самолетов разбрасывать, где только можно, небольшие национальные флажки. А теперь представьте себе изумленных папуасов – с неба падают столь необходимые «в хозяйстве» тряпочки… Ну и понятно, для чего мужское население стало использовать национальный флаг, т.е. один из символов Индонезии. Не догадались? Для выкладки холима! Правда, когда власти узнали о столь своеобразном использовании сего символа Свободной Индонезии, флажки сбрасывать перестали…

Как я туда попал… Я имею ввиду в Павлиново… Как всегда – доклад на конференции, приглашение приехать… Позвала лично Л.Н.К., и, приехав в экспедицию, я знал лишь её… Добирался я до старинного купеческого города Шадринска, а потом автобусом через Мехонское, к деревне Сопинина.

Остальных членов экспедиции я хорошо узнал и подружился с ними почти сразу к следующему утру. Правда, утром многие жаловались на то, что голова мол, болит и мутит от «твоего» спирта. Можно подумать, я насильно вливал… И почему у меня не болела?

Андрей мне вообще сказал (а я вот не помню!), что первыми моими словами, после знакомства с ним, как с начальником экспедиции были: «А как тут у вас насчет «сухого закона»»? Оказалось – нормально, лишь бы Л.Н.К. особо не видела.

В этой экспедиции я впервые познал четкую субординацию у археологов.

Лагерь был расположен в живописном берёзовом колке, недалеко от дороги, причем с дороги, с трассы Курган – Екатеринбург, его видно не было. А сам раскоп, Павлиново городище, находился через дорогу, идти минут десять. От раскопа в километре деревня Спицыно и в другую сторону – тоже с километр, кажется Сопинина… Где и были магазины…

А вот воды рядом нет… Река Исеть-то была, да к ней особо не подъедешь и не везде подойдешь, от городище, после обрыва – пойма с озерками, болотами и старицами километра 3, да и грязная, она, Исеть, берега топкие, илистые, особо не покупаешься… А комаров в колках, особенно к вечеру – масса, если только был ветер, и их не сдувал.

Весь пейзаж – березовые колки, да поля… Лесостепь… А между дорогой и колком, где стоял лагерь, были ещё и курганы, так называемая «Сопининская группа»… Я тоже застал их раскопки, уже на следующий год, приехав с Барсовой Горы, и даже кое-что нашёл… Но об этом попозже…

Воду привозили в цистерне, для мыться и умывания, а для готовки – из колодца, из деревни… Была машина, УАЗ-«буханка», но она работала часа два в день, после чего ломалась… Ремонтировали сей агрегат все кто мог, и то не мог, но это «чудо техники» имело тенденцию глохнуть в самый неподходящий момент и в самом неподходящем месте…

Обычный полевой быт… И четкое разделение – «старшие» и «начальство» – справа, остальные – слева (если лицом к трассе). Огромная шатровая палатка – столовая, что хорошо – в ней не было душно, столы, лавки… На столах обязательные приправы – соль, горчица, перец. Меня всё спрашивали (кстати, Л.Н.К.): «Ну как наша свердловская горчица, хороша?». «Да», отвечал я, «отличная, пробирает до костей!!!». Горчица как горчица… Они московской не пробовали… Шутка…

Костер и стол для готовки… Дежурства… Дрова… Всё как полагается в поле, в нормальной экспедиции…

В «зоне старших» был свой костер, около которого обычно и сидели, пели песни, пили пиво… А чуть позже и водку… Основной закуской почему-то была, как помню консервированная кукуруза… «Боннуэлька»… (см. О. Микрюкова (Шлюшинская), А. Каздым «Краткий толковый словарь некоторых археологических терминов Павлинова городища»)

Моя палатка («гостевая») была от костра совсем рядом, почти напротив… Хорошая… Новая… С двумя входами… С сеткой, так что и продувало и комары не жрали… Да и идти недалеко… От костра…

«Иду» я однажды поздно ночью к себе «домой», а мне, чтобы влезть, всё же надо встать на колени, и у меня и коврик лежал, все по уму… И вдруг… Что-то громко фыркает и больно колется в ногу… Темень, не видно, а я ещё и пьяный… Но присмотрелся – ёжик! Паразит, свернулся клубком, видимо я его обеспокоил, типа наступил, он-то хотел ко мне в палатку влезть, а она закрыта… Ну пришлось его пинком в кусты забросить… Больше не приходил… Обиделся наверно… А когда стал утром рассказывать – дружный хохот, типа кому белочки, а кому ёжики… У всех по разному бывает…

Иногда, чтобы не привлекать особое внимание, и «отшить холявщиков» (такие тоже были), собирались в большой палатке Андрея. Так сказать – не все… Избранные… Ну и вне глаз К.Л.Н.

Так как Андрей курил беспрерывно, да многие другие тоже, продыхнуть у него было тяжело… Зато весело – истории сыпались градом, смех, веселье, хохот, песни под гитару… Ольга, там была, студентка, но из «старших» – играла на гитаре и пела великолепно. И Андрей тоже… Правда, когда я пытался что-то изображать, у меня гитару обычно быстро и тактично отбирали… Что делать, многие, кто любит петь под гитару, обычно не имеют «ни слуха, ни голоса»… Как я, например…

В общем, отличная была экспедиция… Хотя между собой они, т.е. археологи, иногда конкретно собачились, особенно на следующий год, когда копали курганы.

Я уже писал, что уезжать не хотел (я должен был на Аландское поехать)… Но ещё причина была – «лав стори». И это была любовь… С первого взгляда… Точнее – со второго… Ночью не разглядел… Темно… Утром понял, что не ошибся… Но об этом я не пишу… Никогда… И не рассказываю… Никому…

О раскопе… Он был большой, не очень глубокий, но красивый, и после того как убрали бровки, четко «вылезли» контуры жилищ, кострища, зольники и прочее… Даже мне, неискушенному в археологии, очень понравилось… И костей там было!!!! Правда, больше лошадиных… Человеческие были в могильниках…

Теперь о могильниках и курганах… Я приехал на следующий год, с Барсовой горы, и что немаловажно – успел, через несколько дней они уже собирались сворачиваться… Правда была проблема – недокопанный курган… Сам он был когда-то разграблен, какие-то предметы там нашли, кости коровьи и лошадиные, а вот самого захоронения нет… Остальные курганы были раскопаны, что я уж и не помню, но и женские и мужские погребения и прочее… В общем, в монографии коллективной и прочитаете…

Копала курган Света Ш. Ей очень хотелось уехать, дома муж любимый и ребенок малый, в общем, она рыдала, так как К.Л.Н., в общем-то, женщина суровая, хотя и мягкая на вид, много чего ей «имела сказать».

Решили за оставшиеся три дня немного курган докопать… А там уже и грунтовка пошла, и всё выше и выше… В общем, лезть в глинисто-водяную жижу никому неохота… И тут я вызвался… Спустился, по колено в ледяной воде, шарю лопатой, вынимаю тяжеленную мокрую глину… Вся толпа стоит сверху смотрит, наслаждается…

И тут стук! Ох!!!! Что-то есть! Ну, руку в грязь сую, и чувствую, явно кость, причем большая, и как-то рефлекторно руку-то отдергиваю. Л.Н.К спрашивает: «Лёша, что там?». Что, говорю, не знаю, но кусается сволочь! Народ ржет… В общем, поковырялся с минуту и вынимаю …череп! Целехонький, даже с зубами! Тут не выдерживает антрополог Димка, тоже ныряет в грязь, и мы начинаем ведрами черпать воду и передавать наверх, а там по цепочке, выливали её в соседнюю яму, послали ещё людей за ведрами, кто еще третий в яму залез, а глубина ямы метра три, только-только ведро с водой вверх подать…

Часа через два-три собрали почти полный скелет, нашли фрагмент железного меча (судя по остаткам лака, и тому анализу лака, что я провел, меч был из Китая)… Скелет выложили рядом с ямой… «Дядя» оказался очень большой, даже очень – под два метра… И меч ему под стать – около метра длиной… Вот такой саргат… Правда, черепушка маленькая… Судя по зубам – лет тридцать ему было, и видимо умер не в бою, все кости целы…

Ну там псалии, что-то ещё… Дело в том, что сам курган, как я уже сказал, был грабленый, а потом в яму накидали чёрти что, видимо устроив скотомогильник… Поэтому сначала и шли кости коровы, отчего Света и ревела… Не докопали с полметра…

У нас вообще в России – если яма, надо туда что-то обязательно бросить… Или самому упасть…

Вот так… Теперь горжусь, что лично в раскопке кургана принимал участие и этого самого саргата и нашел! Не каждому археологу так везет.

Правда, курган так и не докопали, воду надо было черпать непрерывно, дети–школьники стали ныть, что обед, они устали, Л.Н.К их поддержала, и хотя я уверял, что через час-два здесь будет озеро, увы, всех отправили на обед, а потом «сиеста», в общем, через три часа яма была полна воды, хоть ныряй, и без насоса делать было нечего. Ну и был дана «начальственная отмашка» раскопки прекратить и собираться домой, на радость Свете. Так что золотой котёл, который, скорее всего там должен был быть, там и остался. Ну и пусть лежит…

На следующий день пригнали бульдозер, он курганы и засыпал… Грустное это зрелище, когда ты видишь, как результаты тяжелейшей работы идут под нож скрепера…

Перед отъездом был прощальный ужин, пирог со сгущенкой, и массовое сжигание ненужных вещей и скромная пьянка. Из старой полевой одежды было сооружено некое чучело, привязанное к столбу, типа еретика… Дело в том, что везти обратно полевые шмотки, в которых отработал сезон, т.е. те, в которых копали, мало кто отваживался – всё это либо выбрасывалось, либо сжигалось… У многих (даже большинства) археологов, я имею ввиду, тех кто копает, «тружеников лопат, расчистных ножей и кисточек», тех кто постоянно «в раскопе», есть тенденция весь полевой сезон (2-3 месяца) работать в одной и той же майке (или рубашке) и штанах, не стирая, а иногда и не снимая, лишь по большим праздникам… Либо когда уж совсем окружающим невмоготу становиться… Про исподнее не знаю, сказать не могу… Кстати этим грешили и даже барышни, работая в одной и той же майке… Правда вечером и на ночь они её все-таки меняли… Как мне удалось узнать…

Понятно, во что превращалась одежда после 2-3 месяцев поля – она даже гореть не хотела! Кроме того, в костре сжигались и вещи, которые не пригодились в поле (ну если не жалко было). Кто-то бросил расческу, кто-то зубную щетку, а Ольга, я помню шикарные кружевные панталончики… Не пригодились, видать… Мне особо бросать было нечего, «кирзачи» я утопил в раскопе кургана, «дабы умилостивить богов», а старые вещи выбросил ещё на Барсовой горе… Кроме того, мне ещё предстояло ехать на Аркаим, к Илье, на курган…

Всё что у меня было – это презервативы… Не пригодились… В этой экспедиции… Ну я с шиком и комментариями в костер их и кинул… И вдруг в костре что-то громко хлопнуло, не знаю уж и что, может и тюбик с зубной пастой, неиспользованный… Ну а у меня непроизвольно и вырвалось: «Гондоны взорвались!». Андрей, стоявший со мной рядом, взвыл, завертелся волчком, грохнулся на землю и стал биться в конвульсиях… Я никогда не видел, чтобы человек так смеялся. Ему даже водки принесли, чтобы очухался…

После сжигания чучела, народ стал собираться, уже в впотьмах, кучковаться и «прощаться», мы ещё у костра посидели, каждый «со своей», да и спать пошли…

Утром пришла машина, и надо был её грузить, собирать лагерь и прочее… Школьники уехали днём раньше, утром уехали те, кто из Омска, в Курган, а там уж и на поезде, остальные на УАЗе, в Ё-бург. Там разгрузились, я у Андрея заночевал, а через день уехал в Челябинск, а оттуда машиной к Илье, в Кондуровку.

Вот так моя «Павлиновско-Сопининская эпопея» и закончилась, и признаю, (ты уж, Илья не обижайся!!!), это была одна из лучших экспедиций, в которых я работал…

Да, что самое главное и Наташа, и Света и Соня – все защитились, и именно благодаря Павлинову городищу! Да и в моей диссертации оно занимало не последнее место.

И ещё… Немного о людях… Андрея я слегка обрисовал… Наташа, Ольга, Соня, Света… Нет, о женщинах – ничего, кроме хорошего! Девочки из Омска… Школьные учительницы из Ё-бурга… Всё отлично! Замечательные девчонки…

А, вот! Приехал я в Павлиново, мне указали, где палатка, иду, и навстречу мне выходит этакий небольшого роста паренёк, интеллигентного вида, в очках, с очень измученным выражением лица, робко протягивает руку и также робко представляется – «Олег». Вот о нем пара слов… Парень он был хороший, можно сказать, замечательный, добрый. Но какой-то… В общем, все над ним потешались, хохмили и его шпыняли, хотя он и был из «старших». Олег был очень старательный и было видно, что человек старается, но вот не получается у него – и всё тут! И видимо сознавая всё это, он жутко комплектовал, и у него был дурацкая привычка постоянно оправдываться, он всё, любую шутку, самую безобидную, любую хохму, понимал буквально, с чувством юмора у него было, скажем так, тяжеловато… И как бы хотел быть со всеми, наравне, и как бы его не то чтобы держали за шута, но… Что-то типа этого… Посмеивались, скажем так… Даже Л.Н.К часто вздыхала: «Ох, уж этот Олег…».

Приезжал крупный специалист по костям, антрополог и териолог, Павел Андреевич К., переловил в округе всех мышей, ласок и прочее зверье для коллекции. Дима Р., его ученик, копал Сопининские могильники (см. выше), и сейчас один из крупнейших антропологов Урала, да и России тоже. Кстати, Л.Н.К. принимала участие в изучении останков царской семьи. Вот не помню Павел Андреевич и Дима, кажется тоже…

Вот, пожалуй, и всё… Буде что вспомню – обязательно напишу!

Вот такая история…

Приложение

О. Микрюкова (Шлюшинская), А. Каздым

Краткий толковый словарь некоторых «археологических» терминов Павлинова городища

  1. «Кирдык» – выражение негодования, конец чего-то, облом и т.д.
  2. «Полный кирдык» – конец всему.
  3. «Сволочь» – ласковое обращение начальника к подчиненным женщине.
  4. «Убью, сволочь» – выражение любви начальника к ним же.
  5. «Почвовед» – слово неприемлемое в культурном, цивилизованном обществе (нецензурное ругательство).
  6. «Самара» – выпивка.
  7. «Ехать в Самару» – выпить
  8. «Уехать в Самару» – много выпить.
  9. «Самара-городок» – выпить очень много (запой)
  10. «Самаритянин» – алкаш
  11. «Самара-блюз2 – тяжелое алкогольное отравление с определенными последствиями.
  12. «Сидеть (лежать) на Пятачке (Винни-Пухе, Ослике, Тигре и т.д.)» – работать на очень ограниченном пространстве раскопа.
  13. «Стартер» – то чего нет у автомобиля, конструктивная особенность.
  14. «Бендикс» – то чего нет у стартера (см. Стартер)
  15. «Ремонт полевого автотранспорта» – любимое времяпровождение членов Зауральской археологической экспедиции
  16. «Пиво» – национальный и традиционный павлиновский напиток (типа воды).
  17. «Москвич» – плохо одетый и много пьющий человек.
  18. «Я завтра брошу пить» – невыполнимое обещание (слова из песни).
  19. «Чукотка» – раскоп № 9.
  20. «Аляска» – раскоп №8.
  21. «Мышиная норка» – камеральная палатка.
  22.  «Саргатская женщина» – «сахем», начальник определенного участка раскопа Зауральской лесостепной археологической экспедиции: женщина, которая и дров принесет, и костер разожжет и т.д. в том же духе.
  23. «Захоронение саргатской женщины» – тяжелое похмелье «сахема»
  24. «Коммуняка» – большая совковая лопата.
  25. «Боннуэлька» – закуска.
  26. «А мы завтра еще купим!» – предложение продолжить банкет.
  27. «Когда пить-то будем?» – приветствие, типа «Здравствуйте»».
  28. «Колбаса» (и мясо вообще) – мечта.
  29. «Метаболизм» – способность много есть (и наоборот).
  30. «Клизьма» – наказание.
  31. «Оклизмить» – подвергнуть наказанию
  32. «Самооклизмиться» – вырыть яму 1х1х1 м
  33. Техногенный литогенез, тальковый сланец, эрозионная форма рельефа, поляризационный микроскоп – непереводимая игра слов.
  34. «Уйти в ландшафт» – выпить пива за отвалом (и наоборот).
  35. «Кости Брайена» – то, что нельзя трогать без спросу.
  36. «Чупа-чупс» – лакомство.
  37. «Кислота, кислотная» – почвоведы.
  38. «Запах» – отличительная черта некоторых членов экспедиции.
  39. «Попенгуд» – или полный кирдык (см. п. 1), т.е. совсем неудачный исход дела.
  40. «Курадактель» – блюдо из курицы.
  41. «Каздымчики» – почвенные образцы, почвенные бюксы, и многое другое, что имеет отношение к Каздыму А.А.

Примечание. В составление «Словаря» также принимали участие А. Ковригин, С. Пантелеева, Н. Берсенева, Д. Кадцин и др.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.