Параллельный мир кукол

На днях натыкаюсь я в НЕТе на информацию:

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

“Дорогие друзья!

Вот и завершился праздник, который мы так ждем каждый год и так сильно любим:

XII Международный Салон Авторской Куклы Но позитива и ярких эмоций хватит до весны, когда мы встретимся уже на V Весеннем Балу Авторских Кукол 2017…”

Ахаю удивлённо и, отыскав по линку главную страницу Салона, обнаруживаю… чего и кого я там только ни обнаруживаю! Как расширилась деятельность салона и его география! Да-а, “всё течёт растёт, всё изменяется”(Sorry за переврач цитаты!)

А отошлю-ка я Вас по линкам, увиденное, вам – как некогда мне – тоже поднимет настроение, заставит почувствовать себя моложе и даже может подарить идею, вполне творческую…

Но сначала я поделюсь с вами приятным воспоминанием, которое я испытала пять лет назад. Именно там, в Москве, на Тишинке.

Итак:

Утро 9 октября 2011 года выдалось в Москве ненастным. Подходя к Тишинской площади, я шарила глазами по крышам самых высоких строений, пытаясь угадать, которое из них подходит под описание нового торгово-вставочного центра «Тишинка», пока указующий взмах руки прохожего не заставил меня опуститься на землю и в прямом смысле, и в переносном. А ведь знала же, что нельзя верить рекламе! Что соврёт, выдавая эту новую «торговую точку» за восьмое чудо света! Приземистое строение и впрямь оказалось треугольной формы с затейливыми переплетениями конструкций свода; свод этот и в самом деле был обвешан разноцветными квадратами подвесного потолка, сводящими на нет симметрию купола, и на этом «чудеса» – слава богу! – кончались. Я вошла в вестибюль, игнорировала полуподвальный торговый простор, взяла билет и поднялась по лесенке, чтобы найти то, ради чего я и одолела ветер, дождь и борьбу с рвущимся из рук зонтиком: редкостную выставку, гордо называющую себя СЕДЬМЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ САЛОНОМ АВТОРСКИХ КУКОЛ.

Сначала мне показалось, что я попала в палаточный городок или на провинциальный самопальный рынок: этаж был разделён на кубиклы, разгороженные свисающими белыми пластиковыми тряпочками. Нечто вроде такого же белого шатра громоздилось при входе, почему возникло странное желание поискать глазами бедуина и верблюда. Но мы, россияне, ко всему привычны! Я стряхнула нелепое наваждение и перестала замечать эти жалкие тряпочки, потому что между ними поселились-таки настоящие чудеса, не имеющие ничего общего с архитектурой и дизайном «Тишинки».

Я люблю сказки и пишу их. Я долго играла в куклы. Когда эти стало уже неприлично для шестиклассницы, я стала их шить и наряжать для младших девчонок нашего двора, для октябрят-второклассников, для маленьких пациенток больницы, где лежал мой братишка. Куклы и сейчас живут в моём доме, раздариваются, появляются новые… Словом, на Тишинке я попала в свой, близкий мир, мир сказки, игры – мир кукол. Но прежде всего это было царство фантазии и творчества. Бож-же мой! Каких только персонажей и композиций там не было! Каких сюжетов и трактовок – от юмора, до трагедийности, включая всю вообразимую гамму состояний! Каких техник! Я не рискну определять из чего и как сделаны были бесчисленные обитатели полок, тумбочек, подставочек – это целая наука, где есть свои правила и законы. Я просто покажу вам кое-какие из моих бесчисленных фотографий (как же трудно отбирать!) и назову немногих авторов. Тех, кого запомнила или записала. А авторов было полторы сотни. Больше наших, россиян. Но и c десяток иностранцев показали свои работы. Небезынтересные. А всё же наши кукольники мне показались сильнее.

Конечно, «живьём» куклы смотрятся куда лучше! Некоторые – просто шедевры! Но хоть часть моего восторга вам, надеюсь, перепадёт. Начнём с простого: девочек-мальчиков. Была целая комнатка младенцев, иногда просто неотличимых от живых, были милые детки в исторических костюмах разных эпох. Из многих и разных мне сначала больше приглянулись куклы-девчонки итальянки Лауры Скаттолини. Но когда я и у Элизы Галлеа нашла совсем те же милые мордашки и босые ножки, то как-то естественно возник образ третьего лица, скульптора, снабдившего кукольниц головками. И тогда их «работой» было – нарядить куклу и надеть на неё парик с бантиками? Нет уж! Зовёшься автором – всё изобрети и сделай сам! Хотя нашим дочкам эти девчонки, наверное, понравились бы. Но авторские куклы не предназначены для игры в «дочки-матери» и не для детей делаются. По сути многие из них – камерные скульптуры, исполненные в различной технике. Я, например, и не подозревала, что можно сделать такие выразительные вещи из «нескульптурной» шерсти в технике валяния, какие умудрилась сотворить Алина Татарская. И сколько в них индивидуальности и юмора!

Многие куклы здесь – “при деле”. Есть миленькие, уютные, как Кружевница Натальи Гришуковой, есть деловитые… Но взгляните же на эту Кухарку! Просто Барбацуца! Очень она мне нравится! И вдобавок лицом весьма напоминает одну из моих знакомых. (Имя авторa – выяснить не удалось).

Удивляло разнообразие тематики. Разве не прелесть Эта Улитка Оксаны Остапчук? Только ироничному Андерсену удалось так изящно выразить идею примитивного эгоцентризма, в переводе на русский – тупоголовой ограниченности.

И – вослед – Оксане.

 

Вот этот сюжет с нищим еврейским скрипачом, так тонко исполненный Людмилой Гайдой, называется ” Скрипка Ротшильда”

 

Встречаются куклы интересные этнической типажностью. Совершенно гениально, на мой взгляд, сделана старуха-эвенка Ойлун – просто вылитая Мать Баргузина из моей пьесы «Издали, издавна…». Но у Натальи Годес все куклы этой сибирской серии великолепны. Да у Натальи иных и не бывает.

 

А где-то поблизости я наткнулась на чью-то стройную испанку в вихревом развороте фламенко. Но ещё в десяти шагах «Кармен» Натальи Грант – совсем другая – заставила меня и моих друзей восхищённо расхохотаться. И тоже кого-то напомнила.

 

В мире игры веселья всегда больше. Какое это было отдохновение душе в погрустневших сегодня российских реалиях. Взгляните на работу сестёр, работающих под именем «АняМаня». Разве не комедийный шедевр? А у них и все остальные работы не хуже!

 

Но юмор выставки – это по большей мере не «детский крик на лужайке», а театр. Чаще – театр комедии. Но не всегда. И какие персонажи предстали «на подмостках»! Исторические, литературные, а то и вырванные из реальной жизни…

Очень впечатляет норвежский Конунг, сработанный супругами Сергеем и Светланой Деркач из Ростова-на-Дону с редкостной стилистической чистотой и исторической достоверностью. Одна кольчуга чего стоит: семь с половиной тысяч колечек! И даже шлем имеет некий исторический прототип!

 

Вот перед нами король Людовик который-то, искусно сделанный мастером под псевдонимом “Маэглин”.

 

Усталая сомовская “Анжелика” уснула на диванчике в Версале или Лувре. Уложила её спать Оксана Остапчук.

Как выяснилось, кукольникам к этому Салону предложено было сделать что-нибудь по шекспировским сюжетам или в духе его эпохи. Естественно, куклы в эффектных платьях эпохи Возрождения украсили Салон. Некоторые авторы умно поместили их в стильные декорации. Как Татьяна Чернова, посадившая свою грустную принцессу «у косящята окна». Или Белла Шумейко, которая смоделировала старый город – очень обобщённо, но интересно. И населила его жителями.

Больше всех понравилась влюблённая пара из Вероны, сделанная с редкой выразительностью Ольгой Безруковой. Лицо Джульетты просто светится!

 

И вот здесь я просто прерываюсь на восторженном полуслове, потому что и так засыпала вас снимками и словами. Да и не все так любят кукол, как я.

Аналогичные Салоны-выставки бывают в Праге, Амстердаме. Думаю, не только там. Существуют и музеи кукол. В Москве, например, небольшой, но интересный музей кукол открыла и поддерживает Ольга Окуджава, жена поэта. Стоит выбраться…

P.S. Возвращаемся в сегодня. Обещанный линк – вот он: https://dollsalon.ru/ru/. Добавлю, он не единственный по теме. Я радостно встретила в списке из 400 участников знакомые имена: Светланы Деркач, Натальи Годес, Ани-Мани. Но преобладают, конечно, новые. Много сильных работ, в том числе и работы Михаида Зайкова. Вот кадр из видеосюжета: руки Михаила в работе. Совершенно же живое лицо не слишком счастливого человека. С 2011 года погрустнели даже и куклы.

В этом сезоне специальной темой выставки были выборы в США и особенно популярны были, естественно, два финалиста 🙂

 

Едва ли Дональд Трамп и Хиллари Клинтон догадаются купить по коллекции своих кукольных образов на память об их борьбе за Овальный кабинет, даже если узнают о такой возможности. Им сейчас не до того. А ведь упустят уникальный шанс. Почти столь же уникальный, как президентство. Вы согласны?

В. Левинская

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.