Интернет-газета KONTINENT на Facebook Интернет-газета KONTINENT в Одноклассниках  Интернет-газета KONTINENT ВКонтакте Интернет-газета KONTINENT в Twitter
Главная / Культура / Памяти выдающегося мастера эпохи Возрождения

Памяти выдающегося мастера эпохи Возрождения

«В искусстве не достичь заветной цели,
Коль высший смысл земного бытия
Умом пытливым мы не одолели»
Микеланджело Буонарроти

В историю искусства и культуры мира, с давних времён, навечно вписаны имена великих представителей науки, литературы, архитектуры, живописи, ваяния, медицины…, а также знаменитых философов. К этой когорте наиболее ярких, известных и прославленных личностей принадлежит и Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт и мыслитель, жизнь и творческая деятельность которого пришлась на эпоху Ренессанса.

Микеланджело ди Франческа Нери ди Миниато дель Сиена ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (таково его полное имя) родился 6 марта 1475 года в ратуше городка Капрезе, расположенного в Аппениских горах (Тоскана, Италия). Его отец Лодовико служил управляющим (подестой) одновременно двух городков: Капрезе и Кьюзи ди Верна. Он был человеком «необузданным, беспокойным и богобоязненным»,– так писал о нём Ромен Роллан в биографии «Жизнь Микеланджело». Мать, Франческа ди Нери ди Миниато дель Сиена, давшая жизнь пятерым сыновьям (Микеланджело был вторым), умерла, когда ему было шесть лет. Ему недоставало той атмосферы любви и веселья, сопровождавшей быт семьи, когда мать была жива. Так случилось, что болезнь матери и отсутствие у неё молока вынудило родителей отдать сына в семью каменотёса, жена которого стала для Микеланджело кормилицей. После смерти матери, в течение четырёх лет, когда домом управляла его тётя Кассандра, единственным человеком в семье, которому он оказался нужен, была бабушка. Испытанное им одиночество сыграло существенную роль в формировании его характера. Он часто убегал из дома. Пристанищем для него было семейство Тополино, каменотёса, жена которого, Маргарита, вскармливала Микеланджело. Здесь мальчик усаживался на «рабочее место» и молча обтёсывал камень, добываемый в соседней каменоломне. Это, повторяемое с завидным постоянством занятие, впоследствии превратилось в страсть и определило выбор профессии. Много лет спустя, он писал:

С высокой кручи гордого утёса,
Где с детства душу с камнем породнил,
Я вниз сошёл, когда набрался сил,
Связав себя с судьбой каменотёса.
Да и с рожденья не было вопроса…

Гордясь своей родословной, Лодовико говорил: «Мы – знатные горожане. Наш род столь же древен, как Медичи, Строцци или Торнабуони. Фамилию Буонарроти мы носим уже три сотни лет…». Вот почему труд, по его мнению, низкое занятие для благородного горожанина. Сам он следовал этому завету, старясь избежать неоправданныхзатрат и убытков, сберечь остатки родового имения в Сеттиньяно. Его усилия были направлены лишь для того, чтобы не тратить оставшиеся деньги, не прилагая никаких попыток их заработать. Свою позицию по этому вопросу отец внушал своему сыну с детства. Он возлагал большие надежды на своего любимого сына, мечтая о том, что тот станет продолжателем традиций рода Буонарроти. Стремясь достичь своей цели, он оказывал на него беспрецедентное давление, в котором участвовали братья Микеланджело и его дядя. Всеми силами они препятствовали стремлению Микеланджело заняться искусством. В школе Урбино, в которую определил его отец, он игнорировал почти все предметы, занимаясь преимущественно рисованием.

Было очевидно, что все усилия, предпринимаемые семьёй, оказались тщетными. Мало того, подросток настоял, чтобы его отдали в мастерскую художника Д.Гирландайо. Почти сразу же после поступления, ему удалось превзойти других учеников по мастерству рисования: он вышел победителем соревнования, в котором они участвовали. Микеланджело, обучаясь у Гирландайо, не только знакомился с работами флорентийских художников, но и копировал их. Это были картины, выполненные карандашом. Из них особенно впечатляла, скопированная им гравюра М.Шангауэра «Мучения святого Антония». Уже в этих ранних работах проявилось его скульптурное видение форм человеческого тела. Проявив огромную волю и настойчивость, он приобрёл неоценимый опыт в технике рисования, добившись достаточно высокого уровня мастерства, что дало повод его учителю сказать: «… понимая какие у тебя способности, я завидую твоему будущему». Однако, успехи в области рисования не оказались определяющими в выборе профессии. Ваяние – вот к чему он был более склонен. Не удивительно, что когда Лоренцо де Медичи запросил для школы скульптора Бартольдо ди Джованни у Гирландайо двух лучших учеников и тот выделил его и Граначчи, то он с радостью согласился*. В этой школе, находящейся под эгидой Лоренцо де Медичи, Микеланджело учился в течение двух лет, вплоть до смерти своего покровителя. Здесь, с ещё большей настойчивостью, он занимался рисунком для скульптуры, осознав насколько эта разновидность техники отличается от рисунка для фрески. С неменьшим рвением ученик Бартольдо копировал египетские амулеты, греческие медальоны, древнеримские монеты. В церкви Санта-Кроче он изучал фрески Джотто, а в церкви Санта-Спирито – скульптурную композицию, выполненную Ф.Липпи… Но рисование оставалось для него только средством, но не конечной целью. Используя любой удобный случай, он отдавался работе с камнем (чаще это был кусок мрамора). Обработку камня он осуществлял не только с помощью молотка и резца. Для этой цели у него под рукой были и другие инструменты. Подросток совершенствовался, но основой для него оставался опыт, который ранее он приобрёл у каменотёса. Кроме того, пятнадцатилетний юноша с невероятным упорством осваивал технику работы с воском. Лишь после этого он приступил к созданию своих первых скульптур из камня. Это были, как полагают, «Фавн», «Мадонна у лестницы» и «Битва Кентавров». Учитель – Бартольдо и Лоренцо де Медичи в течение длительного времени намеренно создававшие жёсткие условия для напряжённого труда Микеланджело, убедились в его таланте, и тогда Лоренцо сказал: «Микеланджело, у тебя есть задатки ваятеля. Мы с Бертольдо убеждены, что ты способен стать наследником Орканьи, Гиберти и Донателло». Как показало время, их провидческое мнение было абсолютно верным. Однако, они не смогли распознать разносторонность его способностей: архитектура, фресковая живопись, поэзия,– вот сферы искусства, в которых он, наряду с ваянием, достиг выдающихся результатов. Это стало возможным, прежде всего, благодаря его таланту, а также целеустремленности, энергии, трудоспособности, пытливому уму и каторжному повседневному труду. Всё это в совокупности вывело его, в конечном итоге, на орбиту славы.

Излишне было бы приводить весь перечень многочисленных работ Микеланджело. Перечислим лишь наиболее известные из них. Это: скульптуры «Оплакивание Христа» («Пьета), «Давида», статуи «Моисея», «Рахили», «Лии» для гробницы папы Юлия II…; архитектурные шедевры – купол собора Святого Петра в Ватикане, лестница библиотеки Лауренциана, ансамбль площади Капитолия…; роспись фресками потолка Сикстинской капеллы и знаменитый «Страшный Суд»… Эти, как и ряд других произведений прославленного мастера, к счастью, пережили века, ими восхищались и до сих пор продолжают восхищаться поклонники его таланта. Приходится сожалеть, что до наших дней не сохранились многие ценные документы, включая львиную часть ранних и более поздних стихотворений, которые он уничтожил собственноручно. Тем любопытнее, что в 21-м веке исследователи обнаружили малоизвестные зарисовки и работы Микеланджело. Так, например, в 2002 году в запасниках музея дизайна в Нью-Йорке найдено выполненное им изображение меноры; в 2007-м из архивов Ватикана извлечена последняя, как полагают, зарисовка одной из деталей купола собора Святого Петра; уже совсем недавно, в 2015 году, учёные идентифицировали первую и, скорее всего, единственную сохранившуюся до наших дней, бронзовую скульптуру: композицию из двух всадников на пантерах.

Но не только этой стороной творчества славен этот человек. Как и скульптуры, архитектурные и фресковые работы, прекрасна его поэзия. Его поэтические произведения вышли за пределы узкого круга читателей особенно после того, как некоторые из них были опубликованы в работах Бенедитто Варки, Донато Джаннотто, Джорджо Вазари. Таким образом, в качестве поэта он стал известен ещё при жизни. Ирвинг Стоун, на страницах написанной им биографии «Муки и радости. Роман о Микеланджело», подчёркивал: «…Микеланджело узнал, что люди воспринимают его стихи как серьёзную литературу: сонеты о Данте, о Красоте, о Любви, о Скульптуре, об Искусстве и Художнике читали, переписывали и передавали из рук в руки. Некоторые его мадригалы были положены на музыку**. Ему стало известно, что в Платоновской академии во Флоренции о его поэзии читаются лекции, что о его стихах говорят в университетах Болоньи, Пизы и Падуи». Но предпринятая попытка опубликовать сборник стихов при жизни поэта окончилась неудачей. Причина была не только в том, что умерли те, кто предложили эту идею, но и в нём самом, поскольку он сам активно сопротивлялся этой задумке, считая её проявлением тщеславия. К тому же, большое количество ранних стихотворений им было сожжено в 1578 году и перед смертью. Как было подчёркнуто ранее, эта же участь постигла многие, представляющие огромную ценность, зарисовки и другие документы. Первый сборник стихов был издан уже после смерти Микеланджело его племянником в 1623 году. Однако, это издание грешило неточностями. Более точными оказались издания Чезаре Гуасти (1863), Карла Фрея (1897), Энзо Ноэ (1960). Впоследствии поэтические произведения Микеланджело высоко оценивали многие великие поэты 19-го и 20-го столетий, относя их к талантливейшим образцам эпохи Возрождения. До наших дней сохранилось порядка 300 стихотворений поэта, многие из которых переведены на русский язык Ф.Алпатовым, М.Бажаном, А.Вознесенским, М.Кузминым, А.Маховым, В.Соловьёвым, Ф.Тютчевым, А.Эфросом. Переводчиком стихов Микеланджело был и Райнер Мария Рильке.

Большинство стихотворений были написаны в любимой им форме сонета и мадригала. Оценивая его поэтическое творчество, большинство сошлось во мнении, что оно рождено силой вдохновения. Помимо того, что в его стихотворениях отражены темы любви, искусства, героики, воспевания человека…, в них часто прослеживаются философски звучащие размышления о бренности жизни, одиночестве художника… Приведенные ниже стихотворения Микеланджело переведены с итальянского А.Маховым, а два стихотворения: «Любовь» и «Творчество» переведены А.Вознесенским.
*****
Мной правит рок – жестокий властелин.
Утратив веру, я стремлюсь к покою
И, как бы ни был увлечён порою,
Добра не жду от будущих годин.

То раб закованный, то господин,
На дыбу жизни поднят я судьбою,
А изваянья, созданные мною,
Шагнули в вечность. Я, как перст, один.

*****
В ком сердца – порох и из пакли плоть,
А весь костяк подобен сухостою,
Кто склонен жить несбыточной мечтою
И блажь свою не в силах побороть,

Того умом не одарил господь,
Чтоб толком управлять самим собою.
Тот вмиг сгорит копеечной свечою,
И незачем судьбе глаза колоть.

Кто свыше озарён, его творенья
Саму природу смогут поразить,
Хотя печать её руки на всём.

К искусству я не слеп, не глух с рожденья
И в муках буду век ему служить –
Повинен тот, кто породнил с огнём.

*****
ТВОРЧЕСТВО
(перевод А.Вознесенского)

Когда я созидаю на века,
Подняв рукой камнедробильный молот,
тот молот об одном лишь счастье молит,
чтобы моя не дрогнула рука.
Так молот Господа наверняка
Мир создавал при взмахе гневный молот.
В гармнию им хаос пермолот.
Чем выше поднят молот в небеса,
тем глубже он врубается в земное,
Становится скульптурой и дворцом.
Мы в творчестве выходим из себя.
И это называется душою.
Я – молот, направляемый Творцом.

*****
Прекрасным мы порой не дорожим,
И куцы наши чувства.
А многие искусно
Чернят всё то, что дорого другим.
Как часто я раним,
Собою недоволен,
И тут хоть кол на голове теши.
Когда же одержим,
Над страстью я не волен,
Но пред толпой сдержу порыв души.
В наш век слепой все средства хороши,
Чтоб заурядность прославлять с амвона.
С ума тут спятишь от пустого звона.

*****
С рождения пленён я красотой
И высшее в том вижу назначенье.
В искусствах добиваться совершенства,
За кисть или резец берясь рукой,–
Вот цель и вечное стремленье.
Иного в жизни не ищу блаженства…

*****
ЛЮБОВЬ***
(перевод А.Вознесенского)

Любовь моя, как я тебя люблю!
Особенно, когда тебя рисую.
Но вдруг в тебе я полюбил другую?
Вдруг я придумал красоту твою?

Но почему ж к друзьям тебя ревную?
И к мрамору ревную и углю?
Вдвойне люблю – когда тебя леплю,
втройне – когда я точно зарифмую.

Я истинную вижу Красоту.
Я вижу то, что существует в жизни,
Чего не замечает большинство.

Я целюсь, как охотник на лету.
Ухвачено художественной призмой,
Божественнее станет божество!

*****
Таит в себе материю незримо
Любая вещь иль замкнутый объём.
И тайна в облике её ночном
От света и сторонних глаз хранима.

Но и ночная темень уязвима
То факелом горящим, то костром;
Она дрожит пред хилым светлячком
И на заре светилом прочь гонима.

Когда приходит на поля весна,
Обильно почву орошает влага
И прорастают семена во мгле.

Для зарожденья жизни тень важна,
А потому и день, и ночь есть благо,
Чтоб люди жили вечно на земле.

Творческий путь Микеланджело продолжался более семи десятилетий. На протяжении этого длительного времени он испытал и радость побед, и муки, обусловленные одиночеством, разочарованием, обострённым чувством бренности бытия… По большому счёту, он больше всего на свете любил искусство, которому отдал всю свою сознательную жизнь. «Искусство,– говорил он,– ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело». С большой долей вероятности можно утверждать, что эта всепоглащающая любовь оказалась основной причиной его неустроенности в личной жизни. Ни с одной из женщин, которых он любил, он не связал себя узами брака.

Микеланджело умер на 89-м году жизни 8 февраля 1564 года. Тело его погребено во францисканской церкви Санта-Кроче (Флоренция), рядом с захоронением Н.Макиавелли.

Среди образцов богатого наследия выдающегося мастера не обнаружено ни одного автопортрета. О его внешности можно судить по нескольким портретам, написанным при жизни. Отдавая дань таланту этого человека, Рафаэль изобразил Микеланджело на своей фреске «Афинская школа». Даниеле да Вольтерра сделал посмертную маску выдающегося скульптора. Он же изваял бюст Микеланджело. Кроме того, в 1561-м году Леоне Леони отчеканил монету с его изображением. В его честь названы площадь во Флоренции и кратер на Меркурии. В наше время ставятся посвящённые ему спектакли. О нём снято несколько фильмов: «Агония и экстаз» (1965), Весна Микеланджело» (1990), «Божественный Микеланджело» (2004). На зкранах демонстрировался документальный фильм «Микеланджело суперзвезда»… А.Кончаловский в одном из интервью сообщил, что в 2017-м году приступит к съёмкам нового фильма, посвящённого Микеланджело.

Современник Леонардо да Винчи, Рафаэля… – Микеланджело Буонарроти, как и они, принадлежит к великим представителям искусства эпохи Возрождения. Мало того, его относят к величайшим гениям за всю историю человечества. И это гарантия тому, что его имя и произведения не подвергнутся забвению, в чём, собственно, он и сам не сомневался:

Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт природой побеждённый,
Однако образ им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.

Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и значит я не прах,
И смертное меня не тронет тленье

Примечания:

* Немалую роль в судьбе Микеланджело сыграл его приятель Граначчи. Он был на шесть лет старше своего друга и первым, кто распознал в нём талант художника. Граначчи был учеником Гирландайо. Это ему принадлежит заслуга в том, что он привлёк внимание Микеланджело к мастерской известного художника, а позже – к школе скульптора Джованни, расположенной в садах Медичи. Юноша поступил в эту школу вопреки желанию отца, так и не давшим на это разрешения.

** Среди композиторов, написавших музыку к стихам Микеланджело, известны: Р.Аркадельт, Ю.Тромбочино, Р.Штраус, Хуго Волф, Б.Бриттен, Д.Шостакович, П.М.Дейвис. В 2010-м году австрийский композитор М.Дьюи написал произведение для баритона и фортепиано, премьера которого состоялась 16 января 2011 года.

*** Личная жизнь Микеланджело не сложилась. Но он познал любовь. Она была разной по отношению к Контесинне Медичи, Клариссе, Виттории Колонне. Был бы он счастлив в браке, учитывая его безоговорочную приверженность к искусству? Вряд ли. Но, благодаря испытанному им чувству любви, он создал и оставил потомкам множество замечательных лирических стихотворений на тему любви, в подавляющем большинстве посвящённых Виттории.

Виталий Ронин

Понравился материал?
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Интернет-газета КОНТИНЕНТ на Facebook Интернет-газета КОНТИНЕНТ ВКонтакте Интернет-газета КОНТИНЕНТ в Одноклассниках
Яндекс.Метрика