Памяти Э.А. Рязанова

Из редакционной почты «Континента»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Более трех месяцев миновало с 30-го ноября 2015 года, когда умер Эльдар Александрович Рязанов, человек высокого достоинства и чести, великий мастер кино, режиссёр красивого и свободного таланта. Это имя внушает невольное уважение к себе, приковывает чувства всех и каждого, от него веет чем-то возвышенно-чистым и благородным. Оно давно приобрело надлежащий вес и значение в мире искусства и в общественной жизни.

Роковое слово «умер» вызывает бурю душевных движений: в слове этом звучит глубокая боль утраты, любовь, высокие и мучительные вопросы жизни и смерти, предчувствия и сомнения… Чётко осознаётся лишь одно – бессмертие памяти об этом человеке.

Говоривший о добре и нравственности, он собственной жизнью подтверждал истину своих слов. Ему было дано редкое и благородное свойство: собственной душевной красотой возбуждать прекрасное в душе другого, внушать невольное уважение к себе. Он был одарён той силой творчества, которая присуща лишь первоклассным талантам.

Режиссёр и человек, которого мы лишились, при теперешнем состоянии умов едва ли когда-нибудь будет заменён. Невозможно осмыслить громадную бездну утраты, тем более – примириться с ней… Нестерпимая скорбь и отчаяние овладевают душой, когда осознаёшь весь ужас невозвратимости времени, которое в суете жизни казалось неисчерпаемым. Осиротело наше искусство, осиротел зритель, так искренне любивший и ценивший рязановские фильмы.

Горе не истощится, не успокоится у тех людей, души которых соприкасались с его душой; до конца дней останется тупое и печальное сознание, что Э.А. Рязанова нет больше с нами.

Теперь несколько слов об Э.А. Рязанове как о великом режиссёре своего времени. Он оставил нам в наследство прекрасные образцы своих замечательных фильмов, отличающихся яркой образностью, тончайшей ироничностью и силой впечатлений. Они никогда не перестанут быть интересными, притягательными и интригующими, а потому всегда будут смотреться с увлечением и любопытством.

В них частная и общественная жизнь изображена рукой подлинного мастера… Перед зрителем встаёт целый мир со множеством взятых прямо из жизни типов людей, принадлежавших ко всем слоям общества. Фильмы Э.А. Рязанова действительно заслуживают определения – художественные – во всех смыслах этого слова. Темы фильмов удивительно разнообразны, как и способы, которыми они разрабатываются: всякий раз новы и неожиданны, что подтверждает фантастический талант мастера и глубину замыслов. Его суждения и трактовка образа весьма оригинальны: он предельно внимателен к «особенным мелочам» в поступках своих героев, и это даёт зрителю возможность судить о внутреннем мире человека, его сути, его характере и темпераменте. Черты рязановских героев как бы установлены им навеки, и это – непроходящее. Речь каждого персонажа играет живыми красками, и потому некоторые из наиболее остроумных реплик прочно вошли в нашу жизнь, в наш быт. Его фильмы, как увеличительное стекло, через которое отчётливее и ярче видны смешные и тёмные стороны жизни, ужасающая людская несправедливость или торжество человеческой глупости. Э.А. Рязанов стал создателем нового, особенного и трогательного жанра комедии, где смешное органически сочетается с печальным. Всё естественно, как в жизни!

Его творческая власть была чрезвычайно сильна и ощутима. Обладатель многостороннего таланта, он заставлял зрителя радоваться, умиляться и плакать одновременно, но никогда не оставлял его равнодушным.

Во всех фильмах Эльдара Рязанова есть неотъемлемая составная – музыка. Его картины музыкальны в прямом смысле этого слова. Часто музыка служит фоном всего фильма, помогает точно передать психологическое состояние его героев или подчёркивает конкретную деталь меняющегося потока их чувств и настроений. Звучащие в фильмах мелодии всегда необыкновенно привлекательны своим изяществом и красотой, т.к. к творчеству приглашались большие музыканты-профессионалы. Часто прекрасные и яркие песни, звучащие в фильмах, написаны на стихи самого Рязанова. В них главенствует мелодическое начало, и перед исполнителем стоит задача как можно точнее следовать за текстом, смыслом фразы и каждое слово донести до слушателя.

Режиссёр ясно сознавал идеал, к которому стремился; он честно служил этому идеалу всей энергией твёрдой воли, всей силой своих убеждений, которые не боятся ни отрицаний, ни критики. Он возносил ввысь ценность человеческой личности рядом с уважением к ней и соблюдением законов. Ему были ненавистны и презренны любые усилия окутать её цепями условности. В этом смысле он обладал в высокой степени тем, что мы называем характером. В своём творчестве он высказывал высокое чувство справедливости, вражду ко всему ложному и недоброму.

В его фильмах нет политики, нет призывов к борьбе, но все сюжеты их содержат определённый социальный смысл. Ненависть к системе, так глубоко возмущавшей его душу, улеглась и устоялась в бесповоротное презрение к ней и молчаливую брезгливость, которая неуклонно выливалась в его творчестве в неподдельную ироничность или острый юмор, свойственный его многостороннему дарованию.

Через эту особенную, тонкую иронию зритель слышит потрясающий голос истины, вызывающий доверие благородному негодованию большой души ко всякого рода несправедливости и глупости российской действительности. Не могло быть власти, которая могла бы заставить этого честного человека сделать шаг назад и начать служить на потребу сильных мира сего.

Э.А. Рязанов был натурой истинно гуманной, и этим гуманизмом сквозят его фильмы. Его отличала неподдельная, жертвенная любовь к своему делу. Он глубоко уважал творческий коллектив, с которым работал. Он любил своих актёров и ценил их труд. Но уважение к труду сочеталось с высокой требовательностью великого мастера в достижении совершенства.

Рязанов не создал своей школы: он был слишком оригинален и подражать ему – невозможно. Позволю себе использовать метафору в оценке его творчества: каждый из созданных им фильмов – пышный цветок с присущим только ему особенным ароматом.

Не могу похвастаться ни близкой дружбой с Эльдаром Александровичем, ни долголетним знакомством, хочется просто поделиться скромными воспоминаниями о коротких, навсегда запомнившихся встречах с этим необыкновенным человеком светлой души.

Судьбе было угодно свести с ним моего сына Леонарда, журналиста, совершенно случайно, неожиданно для обоих. В 2004-м году Э.А. Рязанов приехал на гастроли в Америку, в город Сиэттл… Они познакомились, разговорились. Эльдар Александрович был рад встрече с ранее незнакомым ему молодым человеком, ему приятно было сознавать, что здесь, в далёкой Америке, его любят и помнят, высоко ценят, преклоняются перед талантом, следят за его творчеством и не перестают смотреть созданные им фильмы. Он излучал необыкновенное человеческое тепло, с большим вниманием прислушивался к каждому слову…

Так завязалась необычная дружба через океан, через огромные расстояния, разделявшие нас. Мы с сыном были бесконечно признательны Э.А. Рязанову за присылаемые книги с дарственной надписью, всегда коротко подписанные «Ваш Эльдар». Сын бережно хранит как дорогую память его единственное письмо, которое он успел написать. Вторая, наша совместная с сыном встреча с Рязановым произошла в Москве, в клубе «Эльдар», в день открытия музея, посвящённого фильму «Андерсен». На эту встречу мы были любезно приглашены замечательной женщиной, супругой Э. А. Рязанова Эммой Валериановной. Это были волнительные дни завершения работы над фильмом. Воспоминание об этом вечере мы пронесём через всю нашу жизнь.

Он жил недаром. Он был окружён любовью самых близких ему людей, любовью друзей-единомышленников, любовью актёров, которым посчастливилось с ним работать и, наконец, любовью своих зрителей. Эта любовь была при жизни, останется и в смерти.

Сознавая эту смерть умом, никак не можем понять её сердцем: оно не может принять уход из жизни честного, деятельного и доброго человека пылкой творческой мысли, избранной изящной души… Память о нём останется навсегда драгоценной для всех, кто знал и любил его.

От всей полноты души желаем многих благословенных лет прекрасной женщине, любящей и преданной жене и помощнице, истинному другу Эльдара Александровича Эмме Валериановне, посвятившей свою жизнь великому и благородному человеку, блистательному таланту, который она бережно хранила и вносила свой профессиональный вклад в создание каждого выпускаемого им фильма.

Имя Э.А. Рязанова навсегда останется рядом с именами выдающихся мастеров кино прошедших и грядущих времён.

Вечная и светлая Вам память, великий человек и великий мастер!

Лилия Маневич, преподаватель сценической речи.
Фото Леонарда Маневича.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.