Интернет-газета KONTINENT на Facebook Интернет-газета KONTINENT в Одноклассниках  Интернет-газета KONTINENT ВКонтакте Интернет-газета KONTINENT в Twitter
Главная / Культура / «Он вознес легкую музыку до высот классической»

«Он вознес легкую музыку до высот классической»

80 лет назад скончался Джордж Гершвин.

Это случилось 11 июля 1937 г. после операции по поводу опухоли мозга. В газетной полосе невозможно все сказать о жизненном и творческом пути великого композитора и пианиста, чьи произведения составили эпоху в истории музыки. Остается отобрать основные факты его биографии, воссоздавая представление о Гершвине как деятеле искусства и человеке.

«Этот мальчик буквально помешан на музыке»

Оба его дедушки, будучи мастеровыми, жили в Петербурге. Отец, оружейник Мойше Гершовиц, не желая служить в царской армии, эмигрировал в США, стал в Нью-Йорке бизнесменом Морисом Гершвином. Там встретил землячку Розу Брускину, дочь меховщика, в 1895-м они поженились, родили трех сыновей и дочь. Жесткая мама пыталась самовластно решать судьбу детей, но каждый из них выбрал свою дорогу. Все четверо пошли в мир искусства, к коему родители склонностей не питали. Старший Айра (Израиль) стал поэтом-песенником, младший Артур сочинял любительские песенки, а их сестра Френсис обрела популярность певицы кабаре, исполнявшей опусы среднего братца. Его-то и ждала фантастическая карьера.

Якоб (Джордж) родился 26 сентября 1898 г. и сперва не отличался от других мальчишек Ист-Сайда: гонял мяч и шайбу, бегал на роликах, дрался и в школе прилежным не был. Мама Роза определила подростка в коммерческое училище, но душу его заполонила музыка. Однажды шестилетний сорванец замер у бара, откуда лилась «Мелодия» Рубинштейна в граммофонной записи, в восемь его потрясла «Юмореска» Дворжака, сыгранная юным скрипачом Максом Розенцвайгом, который сдружился с Якобом и обучал игре на фортепиано. И когда для Айры купили пианино, Джорди доказал свое превосходство в игре и добился, что учиться музыке будет он. Его не устраивало разучивание гамм под надзором скучных учителей, и он обрадовался Чарльзу Хамбицеру, инструменталисту-композитору с еврейскими корнями, который писал сестре: «У меня новый ученик, который скажет когда-нибудь свое слово в музыке… Этот мальчик, вне всякого сомнения, гений: он буквально помешан на музыке». Обучая Джорджа фортепианной теории и технике, гармонии и оркестровке, педагог не препятствовал его тяге к легкой музыке, но считал, что сперва следует проштудировать классиков. Вместе они посещали концерты произведений Баха, Бетховена, Шопена, Листа, Дебюсси, Равеля. «Я слушал не только ушами, но и умом, сердцем с таким увлечением, что пропитывался музыкой, – вспоминал Гершвин. – Музыка звучала в моем воображении, я садился за фортепиано и повторял услышанное».

Вскоре Джордж начал выступать на школьных вечерах, а в 15 лет стал штатным музыкантом на курорте вблизи Нью-Йорка, исполняя популярные мелодии. Мать заявила, что не позволит сыну быть «тапером на танцульках», но он бросил училище и с помощью менеджера Моуза (Мойше) Гамбла устроился на работу в музиздательстве «Ремик и Кº». За 15 долл. в неделю пианист должен был рекламировать и продавать новые шлягеры руководителям джазов, театральным агентам, ресторанным певцам. Посетителями фирмы были Фред Астер с сестрой Аделью, песенник Ирвинг Сизар, заявивший об игре юного Джорджа: «Никогда раньше я не слышал, чтобы популярную музыку исполняли в такой манере».

Его песни очаровали Америку

Гершвин преклонялся перед Ирвингом Берлином, создавшим сотни хитов, десятки мюзиклов и музфильмов. Другим его кумиром стал сын иммигрантов из Германии Джером Керн – автор популярных песен, оперетт, произведений джаза. Джордж решает сочинять собственные мелодии: в 1913 г. пишет балладу «С тех пор как я нашел тебя», затем «Грезы», а спустя год исполнил танго «Никто, кроме тебя». Но только в 1916-м Гершвин впервые издает песню «Что хочу, то получаю», привлекшую внимание эстрадной дивы Софи Такер (Сони Калиш) и продюсеров. Один из них, З. Ромберг (Розенберг), включил ее в свое ревю. В том же году Джордж наиграл на пианино-автомате 30 популярных пьес, но мечтал стать композитором как Мендельсон.

Он работает репетитором в мюзикле Керна, его приглашают аккомпанировать певцам. А Берлин предложил аранжировать свои песни, но Джордж отказался, боясь потерять творческую индивидуальность. С 1918 г. он издает зонги в издательстве М. Дрейфуса, хотя не все они нашли отклик у публики. Наконец, ошеломляющий успех хита «Свани»: за год в США было продано 3 млн пластинок и нот. Секрет очарования этой песни – в свежей интимной мелодии, необычных переходах от запева в миноре к припеву в мажоре. Она вошла в шоу «Синдбад» Эла Джонсона – сына столичного раввина, поставившего затем «Ля Ля Люсиль», целиком построенную на музыке Гершвина.

В начале 1920-х Джордж создал множество произведений для ревю на Бродвее, перепробовав известные ему жанры, ритмы, композиции. В нем рано проявилось отвращение к эстрадной рутине, но он не сразу постиг искусство передачи бездны нежности, радости, скорби с помощью знакомых приемов. Так, в песне «Доверься судьбе» он применяет волнообразное развитие мелодии, в другой – «Я была молода» – оригинальные ритмические находки, а в регтайме «Настоящий американский танец» – тонкий комический эффект. При этом композитор щедро использует американский сплав индейских, английских, негритянских, еврейских, немецких, французских музыкальных традиций – гимны, псалмы, госпел, вестерны, спиричуэлс, кантри, блюзы, – синтезировавшие черты европейского и африканского фольклора. А у джаза заимствовал жанры, связанные с модными танцами: вальс-бостон, фокстрот, танго, регтайм, тустеп, чарльстон, румбу, самбу.

Известная певица Ева Готье в концертах 1923 г. наряду с произведениями современных классиков пела произведения Гершвина в сопровождении автора. На долю песен «Лестница в рай», «Невинная крошка», «О, повтори!» выпал громадный успех. Критик Д. Тэйлор писал: «Они изумительно хороши, отличаются интересной мелодией и гармонией, сбалансированной классической формой, тонкими чарующими ритмами, гибкими контрапунктами, каденциями, паузами и акцентами». Джазовые композиции Гершвина многократно исполняли Элла Фитцжеральд, Луи Армстронг, Бенни Гудмен, Джуди Гарланд, Барбра Стрейзанд и др. Многие вещи Гершвина в обработанном виде широко исполнялись в эпоху свинга.

Классик музыкального модерна

Постепенно к Гершвину приходит широкое признание. Пианист Б. Рубинштейн утверждал: «У этого молодого человека есть искра гениальности. Он обладает безупречным чувством разнообразного ритма, неожиданных акцентов, выразительности и колорита. Я верю, что Америка в недалеком будущем будет им гордиться». В этот период Гершвин участвовал в постановках на Бродвее с трафаретными героями и стандартным сюжетом, но ему удавалось вставлять в них удачные фрагменты. Композитора влечет к произведениям крупного формата, и в 1919 г. он пишет струнный квартет «Колыбельная», в котором стремится сблизить музыку «серьезную» и «легкую». Гершвина волнует проблема дискриминации негров, и в 1922-м он создает одноактную оперу «Тяжелый понедельник» об афроамериканцах. Несмотря на банальность либретто, ее украсили задушевные блюзы, трагические спиричуэлз, комические сценки, свободные ритмы регтайма и джаза.

12 февраля 1924 г. в престижном концертном зале в присутствии С. Рахманинова, Ф. Крейслера, Л. Стоковского и звезд джаза Гершвин исполнил «Рапсодию в блюзовых тонах» для фортепиано с оркестром. Автор играл потрясающе. Публика разразилась шквалом аплодисментов, рецензенты восторгались «мелодическим даром и чувством гармонии», «ритмической изобретательностью и техническом мастерством» маэстро, критика признала, что это – «гениальная джазовая музыка по оркестровке и средствам выразительности». Вскоре Гершвин по заказу Нью-Йоркского симфонического общества сыграл в Карнеги-холл Концерт F-dur. Позже сочинил «Три прелюда для фортепиано», «Кубинскую увертюру», симфоническую поэму «Американец в Париже», сюиту «Катфиш-Роу» и др.

На основе текстов Айры он поставил 11 мюзиклов, среди них – «Леди, будьте добры», «О, Кей!», «Любимый мужчина», «Пусть грянет оркестр!», «Пою о тебе» (оперетту, впервые получившую Пулитцеровскую премию). Вершиной творчества и мировой славы Дж. Гершвина стала его самая масштабная работа «Порги и Бесс» (1935) – первая самобытная фолксопера в истории американской музыки. Из мелодрамы о взаимной любви инвалида Порги и Бесс, жены уголовника, вырастает эпос о жизни провинциальных негров, их обычаях и нравах, верности и предательстве, доброте и жестокости. Опера насыщена драматизмом и юмором, изобилует великолепными ариями, дуэтами, хоровыми и танцевальными партиями. В ней обнаруживается знание автором интонации речи и мелодики песен афроамериканцев, глубокое сочувствие их нелегкой судьбе. Дирижер С. Кусевицкий, прослушав оперу, воскликнул: «Это грандиозно, ее должны услышать во всех странах мира, кроме гитлеровской Германии – она не заслуживает такой чести». Постановку «Порги и Бесс» с триумфом принимали всюду в Америке и на других континентах, а после войны – и в ФРГ. В СССР она впервые шла в 1955 г., ее посетили Хрущев со свитой. Музыкальный шедевр и сегодня повсеместно пользуется неизменным успехом.

Гершвин собрал большую коллекцию ценных картин, сам писал прекрасные пейзажи и портреты. В последние годы много работал над музыкальным оформлением фильмов, но быстро уставал из-за приступов неизлечимой болезни. Жизнь музыканта оборвалась на 40-м году, тысячи людей хоронили его под дождем. На погребальной церемонии в нью-йоркской синагоге «Темпл Эммануэль» раввин прочел панегирик в честь того, кто «своими песнями выразил душу Америки… Она дала ему приют, и он ответил ей искренней любовью и сыновней нежностью». Отпевание покойного прошло и в храме Бнай-Брит в Голливуде.

Именем Джорджа Гершвина названы поощрительные фонды и стипендии, музыкальные школы и улицы. Его музыка напоминает о бесценном вкладе одного из выдающихся евреев в сокровищницу мировой культуры.

Давид ШИМАНОВСКИЙ

Понравился материал?
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Интернет-газета КОНТИНЕНТ на Facebook Интернет-газета КОНТИНЕНТ ВКонтакте Интернет-газета КОНТИНЕНТ в Одноклассниках
Яндекс.Метрика