Обыкновенный расизм

Итак, это свершилось: правительство утвердило кандидатуру зам. начальника ШАБАКа Рони Альшейха на пост генерального инспектора полиции Израиля.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Рони Альшейх родился в Йемене в семье одного из духовных лидеров еврейской общины этой страны. Репатриировался с семьей в Израиль и в 1981 году был призван в ЦАХАЛ. Служил в десантной бригаде. Помимо прочего, занимал должность командира роты саперов, а также заместителя командира 50-го “особого” батальона. После демобилизации в 1987 году поступил на службу в ШАБАК, где занимал ряд важных должностей, в частности, возглавлял округ Иудеи, Самарии и Иерусалима, а также Южный округ. С сентября 2014 года Альшейх занимает должность зам. руководителя ШАБАКа, а также исполняющего его обязанности.

Рони Альшейх женат, у него семеро детей. Ранее жил в поселении Кохав а-Шахар (округ Биньямин), а в последние годы живет в Гиват-Шмуэле.

“Рони обладает огромным опытом борьбы с террором и хорошо знаком с работой полиции. Он настоящий профессионал, накопленный им опыт в сочетании с системой ценностей помогут ему справиться со всеми задачами, стоящими перед полицией”, – заявил министр внутренней безопасности Гилад Эрдан.

Само собой, это событие не осталось незамеченным ни одним из израильских СМИ, но при этом почти все они почему-то сосредоточились на одном факте: Альшейх стал ПЕРВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ главой полиции Израиля. Это обстоятельство всячески подчеркивается, а вслед за этим почти всенепременно следует фраза о том, что жизненные убеждения до сих пор не мешали Рони Альшейху следовать профессиональному долгу. И тут же выражается надежда, что в этом смысле ничего не изменится.

Не знаю, согласится ли со мной читатель, но от всех этих “комплиментов” попахивает хорошо знакомой нам фразой “Он хоть и еврей, но приличный человек”, только вместо слова “еврей” здесь можно употребить слово “религиозный”.

Просматривая ивритские СМИ, я обнаружил, что подобное ощущение возникло не у меня одного. Оказывается, еще около двух недель назад журналист “Маарива” Кальман Либскинд опубликовал пространную статью под названием “Расизм пробуждается”, посвященный этой проблеме. Правда, в момент написания Либскиндом его заметок кандидатура Альшейха только обсуждалась, и определенная часть нашего общества явно надеялась торпедировать его назначение.

Едва имя Рона Альшейха было упомянуто в качестве кандидата на пост генинспектора, как журналист Ран Эдлист опубликовал статью, в которой высказывал сомнения по поводу того, кому в первую очередь будет служить главный полицейский в кипе, Богу или государству, – словно Бог и еврейское государство по определению являются врагами. Хотя, если верить лидерам религиозного сионизма, это совсем наоборот.

Сомнениями по поводу того, что человек в кипе, вдобавок бывший когда-то поселенцем, достоин занимать должность главы какого-либо силового ведомства, поделились и другие публицисты, а кое-кто из них назвал намерение министра Эрдана назначить Рони Альшейха генинспектором “общественной проблемой”.

Но, оказывается, еще полтора года назад журналист газеты “Гаарец” Амир Орен опубликовал заметку, в которой выражалась обеспокоенность тем, что ШАБАК превращается в “кипастую службу”. “И нынешний глава ШАБАКа Йорам Коэн, и его заместитель и “наследный принц” Р. (имелся в виду Альшейх), и глава важнейшего арабо-иранского отдела М. носят кипы и придерживаются определенного мировоззрения”, – писал Орен как раз в те дни, когда его газета боролась против увольнения учителя обществоведения Адама Верте и за право израильских арабов преподавать в еврейских религиозных школах, то есть выступала “против любого преследования человека за его политические взгляды или религиозные убеждения”.

Но заметка Орена, пишет далее Либскинд, была “семечками” по сравнению с тем, что написал почти тогда же его коллега Йоси Верте по поводу назначения генерала Яакова Амидрора главой Совета национальной безопасности. “Что будет с государством, если нечто чрезвычайное случится уже после захода или еще до выхода субботы, а главу правительства в качестве советников окружают по большей части люди в кипах?! – вопрошал Верте. – Разве те, кто соблюдает субботу, вообще знают хоть что-то о происходящем в мире в этот день?! Да им ведь нельзя ни смотреть телевизор, ни слушать радио, ни пользоваться Интернетом. Так что прежде чем запросить у таких советников совета, премьеру после исхода субботы придется сначала рассказывать им о том, что произошло. Вы считаете это нормальным?!”.

Либскинд пишет, что понял всю абсурдность этих рассуждений лишь недавно, когда во время праздничной молитвы в синагоге его сосед по дому вдруг отошел в сторону, достал из-под талита мобильник и стал по нему разговаривать. Все, оказывается, решается просто: есть люди, которым раввины разрешают в силу их должности пользоваться в субботу любыми приборами для связи. Кстати, разрешения выдаются в рамках той же галахи, опираясь на которую, основоположник религиозного сионизма рав Кук в праздник Песах, пришедшийся вдобавок на субботу, подписал петицию с требованием об освобождении Жаботинского.

Когда Кальман Либскинд при личной встрече попытался указать Рану Эдлисту на недопустимость тех высказываний, которые он позволил себе по отношению к Альшейху, тот ответил, что в свободном демократическом обществе он имеет право высказывать любое личное мнение. “Это верно, – замечает Либскинд. – К примеру, в демократической Америке каждый может высказать мнение, что чернокожий не имеет права быть президентом. Вот только вряд ли кто-либо в приличном обществе после этого подаст руку такому человеку. И уж тем более вряд ли найдется газета, которая рискнет это мнение напечатать”.

Далее он напоминает, что речь идет не об одиночном случае, а о явлении, которое поразило израильское общество. Уже не раз в израильских СМИ выражались сомнения по поводу объективности судей Верховного суда Ноама Сольберга и Эльякима Рубинштейна только потому, что они оба носят кипы, но никто почему-то не выражал сомнение в объективности судей Аарона Барака и Дорит Бейниш – так, словно они были назначены судьями по решению ООН. Точно так же никто не задавался вопросом о легитимности назначения главами ШАБАКа Ами Аялона или Юваля Дискина, хотя тот факт, что они оба придерживаются левых (если не сказать леворадикальных) политических взглядов, не вызывал сомнений. А вот назначения Йорама Коэна, Авишая Мандельблита и Яакова Амидрора такие вопросы тут же породили. Хотя, язвительно добавляет Либскинд, Аялон и Дискин тоже по своему религиозны – они служат “религии мира”, в которую верят настолько слепо и фанатично, что игнорируют любые факты и явно забывают, сколько жертв принесено на алтарь этой новой религии.

Либскинд, безусловно, прав, когда говорит, что подозрения в адрес религиозных людей в двойной лояльности и сомнения в том, что они способны справиться с теми или иными ответственными должностями, есть не что иное как особая, израильская разновидность расизма, проявляемая светскими гражданами по отношению к своим религиозным согражданам и являющаяся столь же омерзительной, как и любой другой расизм.

От себя замечу, что довольно часто эту разновидность расизма можно наблюдать и в русскоязычной среде. Причем формы ее зачастую еще более уродливы, чем у коренных израильтян, так как невежество многих наших дважды соотечественников во всем, что связано с иудаизмом, порой просто потрясает, а ненависть, которую это невежество порождает, не поддается никакой оценке. Было бы очень неплохо от этого расизма избавиться.

А пока пожелаем Рони Альшейху удачи на его новом посту. Тем более что легкой ту ношу, которую он на себя взвалил, явно не назовешь.

Петр Люкимсон
“Новости недели”

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.