Интернет-газета KONTINENT на Facebook Интернет-газета KONTINENT в Одноклассниках  Интернет-газета KONTINENT ВКонтакте Интернет-газета KONTINENT в Twitter
Главная / Общество / О религии… Размышления агностика…

О религии… Размышления агностика…

stained-glass-window-in-church-871280395368oQan

Человеческая цивилизация находится в состоянии глубочайшего кризиса и стремительно движется к глобальной катастрофе. Об этом сейчас пишут многие мыслители, утверждая, что развитие индустриального общества развеяло мифы о прогрессе и всеобщем счастье. Действительно, кризис проявляется в каждой стране и в планетарном масштабе на экономическом, экологическом, культурном, политическом, духовном и других уровнях.
Все острее проявляющиеся тенденции деинтеллектуализации, коллективных психозов и взаимной нетерпимости – религиозной, национальной, этнической, эскалация насилия, терроризма, экстремизма, фундаментализма, рост алкоголизма, наркомании, разрушение природы и другие социальные патологии свидетельствуют о том, что судьба человечества в опасности. Не исключено, что третье тысячелетие может оказаться последним для нашей цивилизации.
А.Д. Урсул, «Путь в Ноосферу»

«…Никаких сил не хватит, чтобы вырвать их из привычного круга забот и представлений. Можно дать им все. Можно поселить их в самых современных спектрогласовых домах и научить их ионным процедурам, и все равно по вечерам они будут собираться на кухне, резаться в карты и ржать над соседом, которого лупит жена. И не будет для них лучшего времяпровождения…»
А. и Б. Стругацкие. «Трудно быть Богом»

Когда пишешь о религии и верующих людях – самое главное никого не обидеть, не затронуть, так сказать религиозные чувства… Не оскорбить… Но меня всегда мучил вопрос… Почему?

Почему некогда единое и неделимое христианство распалось на несколько с трудом уживающихся конфессий, как пример – русское православие с католицизмом? Да и протестанты с католиками долгое время резали друг друга… Вспомним Варфоломеевскую ночь… Или РПЦ и старообрядцы…

Почему в исламе существует мощное противостояние между шиитами и суннитами?

А почему буддизм и индуизм существуют тысячи лет, и существуют достаточно мирно? Как и конфуцианство, синтоизм и т.д.?

И почему в настоящее время наиболее многочисленной группой в мире (после христиан и мусульман) являются те, кто не принадлежит ни к одной религиозной конфессии или объединению (по данным аналитической компании «Pew» в рамках «Форума по религиозной и общественной жизни») – их на Земле более 1 млрд.! Причём 700 миллионов живет …в Китае, 72 миллиона в Японии и 51 миллион – в США.

Алексей Каздым
Автор Алексей Каздым

Наибольшее распространение в мире получило, конечно, христианство – 2.2 миллиарда последователей, более 31 % населения Земли, и примерно половина из этих двух миллионов принадлежат к Римско-католической церкви, протестантов – 37 процентов, а вот православных – всего 12.

Вторая по численности религия – ислам, более 1.5 миллиардов приверженцев, или 23 % населения Земли, причем большинство – около 85 – 90% – это сунниты, а вот шиитов (и иных – хариджиты, ахмадие, бахаи и т.д.) от 10 до 15 процентов.

И ещё – около 500 млн. буддистов и около 900 млн. индуистов…

И более 13 млн. иудеев…

Да и местные верования исповедуют более 400 миллионов человек в мире, что также немало…

Итак, получается, что «неверующих» и «атеистов» не так уж мало на 7 млрд. населения Земли, даже по сравнению с христианством и исламом – всего-то в 1.5-2 раза меньше. Наверно это о чём-то говорит…

Так что же такое религия? Вероятно не только вера во что-то, ибо человек религиозный – он в первую очередь человек верующий, «Homo credentis», а религия – это ещё и объединение людей, это некий социум. Но социумы были всегда – человек по своей сути «животное социальное». Типа муравья… Или стаи шимпанзе… Или стаи птиц… Тогда при чём же тут религия?

У небольших племен бродячих индейцев сельвы Южной Америки, бушменов и пигмеев Африки, некоторых племен островов Юго-Восточной Азии весь социум (точнее уж «микросоциум») – это группы в 20-25 «особей».

Нет вождей, нет управления, полная свобода действий – охота, еда, разговоры у костра, сон.

Любой охотник может увлечь соплеменников за собой на охоту, и пойдут скорее за наиболее удачливым, но никто никого не принуждают. Периодически встречаются несколько групп, и члены групп переходят из одной в другую… Женщины племенных групп индейцев акурио, как отмечал шведский биолог Карл Линдблат, вполне свободны в выборе сексуального партнёра и отца своих детей.

Итак, социум, или общество (сообщество) – это группа людей, часто формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Иногда – родственные связи…

И не в этом ли кроется сама суть религии? Как отмечал Карл Поппер, описывая культурно-исторические и политические системы, характерные для различных обществ на разных этапах их развития, существуют общества (социумы) открытые и закрытые.

Закрытое общество – тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией, часто ограниченной мобильностью, т.е. имеет место социальная система, когда большинство членов общества охотно, не задумываясь, принимают те мировоззренческие, культурные, нравственные и социальные ценности, которые им предназначены (или навязаны?) «свыше».

Открытое общество – тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Человеку предоставляется возможность самому выбирать и мировоззренческие, и нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует, то есть сам, лично, без давления извне, пытается найти основные ценности

Получается, что религии, как таковые, особенно в современном, более «атеистическом мире», схожи с «закрытыми обществами»? Например, ислам и как религия, и как сам «смысл жизни» мусульман, и как догма, имеет определённые черты именно закрытого социума, для ислама часто характерна статичная социальная структура, традиционализм и догматичная авторитарная идеология.

Подобные черты обнаруживает и христианство (в частности русское православие и старообрядчество), а также частично протестантизм и католицизм.

А некоторые секты и религиозные группы вообще закрыты для «посторонних», для непосвященных!

Получается, что религия разъединила людей, вместо того, чтобы объединять их?

Не будем углубляться в историю религий, это иная тема для разговора. Просто вспомним, что было около 1000 лет назад (а может и раньше), когда христианство распалось на Западную и Восточную церкви, и возникли католицизм и православие, а затем, через 500 лет, и католицизм «дал трещину», «выпустив в свет» протестантизм с лютеранством, цвинглианством, кальвинизмом, анабаптизом, меннонитством и англиканством, а потом возникли баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения, и вышедшая из недр протестантизма секта «Свидетели Иеговы».

От древних христианских церквей остались Ассирийская церковь Востока и Маронитская церковь, отделившиеся от Ассирийской церкви Востока Халдейская и Сиро-малабарская католические церкви, и древневосточные православные церкви: Армянская апостольская церковь, Коптская православная, Эфиопская православная, Сирийская православная и Индийская Малабарская православная церкви.

А из русского православия, всего-то через 600 лет после крещения Руси вышло и старообрядчество, и секты бегунов, хлыстов и скопцов…

Да и сейчас «русское православие» необычайно разобщено, несмотря на все усилия РПЦ и «светского государства» РФ.

В современной России достаточно много православных церковных организаций, не признающих руководства Русской православной церкви. Например, Российская православная церковь (до 1998 – Российская православная свободная церковь), образовавшаяся в 1989 из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей.

После падения коммунистического режима «из подполья» вышла Истинно-православная церковь (ИПЦ), после переворота 1917 года противопоставлявшая себя РПЦ.

Следует отметить, что ИПЦ никогда не представляла собой единого целого и всегда подразделялась на большое число самостоятельных групп: «правильный путь ко спасению», «Основное звено Христа», «федоровцы», «стефановцы», «массаловцы», «самаряне», «чердашники», «аноховцы», «ревнители церкви», «козловское подполье», «николаевцы», «михайловцы», «евлампиевцы», «ерофеевцы», «васильевцы», «буевщина», «липецкие истинно православные христиане», «молчальники», седминцы и др., фактически представляя собой подобия религиозных сект.

Да и в настоящее время ИПЦ не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и отношению к РПЦ. Наиболее крупные группы Истинно-православной церкви – геннадиевская (или поздеевская), исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитрополита Антония, Сибирская митрополия и др.

Бывший ногинский священник Адриан (Старина), который был исключен «из лона» РПЦ за нарушение правил церковной жизни, самостоятельно возглавил шесть православных приходов России, которые объявили себя принадлежащими к Русской православной церкви Киевского патриархата!

Из Русской православной церкви в конце 19 века вышла секта иоаннитов, существующая и сейчас, правда последователей у нее немного.

А в 1985 г. в ряде районов России появились общины новой секты – Церкви Божией Матери преображающейся (Богородичного центра).

Но гораздо раньше, после реформ патриарха Никона, после 1640 года, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Сейчас общая численность старообрядцев в России – свыше 2 млн. человек.

Старообрядчество также никогда не было единым течением и довольно рано разделилось на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует).

В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и Русской древлеправославной церкви. Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия) – самая крупная организация старообрядцев-поповцев.

Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: «согласия» – часовенное, поморское, федосеевское и спасово согласие (федосеевцы и спасовцы), а также «толки» – филипповский и страннический («бегуны»)

Возникшие в 17-18 вв. в России секты «духовных христиан» довольно малочисленны (молокане, духоборцы, а также хлысты и скопцы). Численность хлыстов весьма невелика, духоборцев насчитывается 15-20 тысяч. К духовному христианству «примыкает» и весьма малочисленная секта «Духовное единство» (т.н. «толстовцы»), проповедующая религиозно-этические положения, разделявшиеся Л.Н.Толстым.

К духовным христианам близки и «трезвенники», подразделяющиеся на несколько групп, самая крупная из этих групп – «чуриковцы», в отличие от «толстовцев» формально не порвавших с православием.

Особое место занимает созданная в начале 1990-х гг. в Красноярске, синкретическая по вероучению, «Община единой веры» («виссарионовцы»), которую считают неохлыстовской сектой.

Из недр Русской православной церкви вышла также секта иеговистов-ильинцев, сочетающая элементы христианства и иудаизма. К секте принадлежит в настоящее время всего несколько тысяч человек (по этнической принадлежности – русские), которые живут преимущественно на Урале и на Северном Кавказе.

Еще больше приблизилась к иудаизму вышедшая опять же из недр православия, в конце 17 века, секта субботников. Она распалась на две группы: одна стремится сохранить свое собственное вероучение, другая (так называемые геры) фактически слилась с иудаизмом. Большинство геров эмигрировало в Израиль, и численность секты в России – всего несколько тысяч человек (являясь по происхождению русскими, субботники часто называют себя евреями).

Итак, можно видеть, что Русское православие далеко не монолитно, и за 1000 с небольшим лет своего существования претерпело множественные «расколы».

И в настоящее время, в современной России, в «светском государстве», в которой по Конституции церковь «официально отделена» от государства, иногда доходит до настолько своеобразных «религиозных моментов», что только диву даёшься…

Например, в деревни Большая Ельня, что в Нижегородской области, часть жителей, во главе с бывшей заключенной Светланой Фроловой (она же «мать Фотиния») поклоняются президенту РФ Владимиру Путину …как святому! Это «новое религиозное движение» синкретично – православны традиции «успешно» сочетает с учением о … реинкарнации. «Мать Фотиния» утверждает, что в «прошлой жизни» Владимир Владимирович Путин был не кем иным как …князем Владимиром, а также …. апостолом Павлом!. Было бы интересно послушать комментарии на эту тему представителей РПЦ.

РПЦ утверждает, что в России чуть ли не 80% населения – православные христиане. Но так ли это? По данным социологических опросов «Левада-центр», проведённых в ноябре 2012, с 2009 года доля православных в стране сократилась на шесть процентов (с 80% до 74%).

А вот количество людей, не относящих себя ни к какому вероисповеданию, за три года выросло с 8 до 10%, атеистов – сократилось с 6% до 5%.

Да, православными христианами считает себя большинство граждан России – почти две трети населения, но при этом более 60% «православных христиан», опрошенных социологами «Левада-центра», признались, что никогда не брали в руки Библию и лишь 33% опрошенных сообщили, что ходят в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться. То, что 29% бывали на крестинах, венчании или отпевании, ни о чём не говорит – это сейчас, в общем-то, «модно», особенно в «мире» т.н. «шоу-бизнеса», «большого света», «гламура» и прочее… Особенно под объективами фото- и телекамер… PR есть PR…

Лишь 11% православных верующих участвовали в религиозной службе или литургии и всего, подчёркиваю, всего 7 % приходит в церковь для того, чтобы исповедаться и причаститься, т.е. «приобщиться к таинствам церкви». Думаю, не имеет смысла комментировать эти цифры, они сами за себя говорят о многом…

В России представлены и два основных направления исламасуннизм и шиизм, причем подавляющее большинство мусульман в России (как, впрочем и во всём мире) – сунниты. Общее количество мусульман в России точно неизвестно, по разным данным – от 8 до 20 млн.

Из четырех суннитских мазхабов (богословско–правовых школ) в России широкое распространение получили два: ханафитский (наиболее либеральный) и шафиитский (более консервативный).

Ханафитского мазхаба в России придерживаются татары, кабардинцы, башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, осетины-мусульмане (дигорцы), и даже исповедующие ислам удмурты, марийцы и чуваши, а также живущие в России казахи, узбеки, киргизы, туркмены, таджики, крымские татары и каракалпаки.

Шафиитский мазхаб распространен среди большинства народов Дагестана (кроме ногайцев), а также чеченцев и ингушей.

В последние годы в России появились многочисленные сторонники фундаменталистской секты ваххабитов, особенно в Дагестане, Чечне и Ингушетии, в некоторых районах Ставрополья и т.д.

А вот численность шиитов в России незначительна, в Дагестане – это небольшая часть лезгин и даргинцев, в городах Нижнего Поволжья – кундровские татары, а также большая часть живущих в России азербайджанцев.

В России есть также приверженцы и т.н. немечетского ислама, особенно широко он распространён у чеченцев и ингушей (большим влиянием пользуются различные подразделения орденов накшбандийя и кадирийя).

Есть в России и буддисты (буряты, тывинцы, калмыки, монголы), а многочисленные народности Севера и Дальнего Востока, «крещёные» в 18-19 веках за связку беличьих или песцовых шкурок, сейчас всё дальше и дальше уходят от православия, возвращаясь к своим «религиозным истокам» – шаманизму, анимизму и т.д.

И что самое интересное… Считается, что общее число верующих в России – 93%, но лишь 20 процентов, как показало исследование Института социологии РАН, обращаются к «высшим силам» с молитвами об исполнении своих желаний. И при этом – 67% «верующих» россиянок обращаются за помощью к гадалкам, экстрасенсам и магам!

Хотя это было и ранее, юродивые, «пустосвяты», кликуши и прочие на Руси всегда были в чести, и даже официальная церковь их особо не трогала. Достаточно вспомнить – в первой половине 19 века обращались, например, к проведшему почти всю жизнь в сумасшедшем доме, «пророку» Ивану Яковлевичу Корейше…

Так что же такое религия и почему она существует? Религия распространена везде, но она не универсальна, поскольку существует в каждом обществе, даже если не все его члены религиозны.

Верующие утверждают, что религия есть реальное отражение фундаментальной природы вещей.

Скептики недоумевают – почему тогда религия принимает столь разные формы – от католичества (папства, т.е. «представителя Бога на Земле»), апостольской церкви, веры в «духов» и даже вплоть до своеобразного «культа карго» в Папуа-Новой Гвинее и на некоторых островах Меланезии.

И главное – практически почти в каждой религиозной конфессии осуждаются трактовки других конфессий. Почему? Чем одна религия хуже другой? Тем более три мировые религии – иудаизм, христианство и ислам связаны между собой, ибо древнейшая монотеистическая религия, которой более 3000 лет – иудаизм, так или иначе – предтеча христианства, а ислам, наиболее молодая религия, а свою очередь многое взял от христианского же учения! И иудаизма, кстати, тоже…

Большинство исследователей считают, что пока процесс изучения религии как таковой находится на том самом раннем этапе, с которого начинаются многие новые отрасли науки – когда начинаются накапливаться факты, и до сих пор не совсем понятно, как эти факты вписываются в общую систему Мироздания.

Одно из толкований возникновения и существования религии сводится к тому, что она якобы создает фундамент для сотрудничества и взаимопомощи, которые и обусловили развитие вида Homo sapiens. Да, это верно… Но взаимопомощь существует и у приматов, и у китообразных, и даже у слонов… Религии вот только нет…

Да и Homo sapiens сотни тысяч лет существовал без религии как таковой… Да были обряды, но они больше касались охоты, была и вера, но это была вера в силы природы, в духов, в предков.

А представления о том, что зло карается, а добродетель вознаграждается, было всегда, ещё до зарождения самой религии и религиозных сообществ, когда человек боялся этих самых «духов» камней, деревьев, воды и прочее.

И почитал «духов предков», считая, что человек не умирает, а просто уходит в иной мир, в «мир духов», в «мир предков», и там смотрит за ним… Наблюдает… И может помочь… Или наоборот – наказать…

Поэтому «плохие», жадные и обманщики, те, кто не помогают другим, «и получают по заслугам».

Охотник всегда делился добычей со всем племенем, и каждый, каждый получал свой кусок мяса. Или хотя бы кости… Хотя немощных стариков часто мало кормили, или просто оставляли умирать. Да это было, иначе могли не выжить остальные… Это было самопожертвование во благо членов племени! И часто старики уходили сами, чтобы совершить определённый обряд, пропеть «песню смерти» и умереть, как охотник и как воин.

И самоотречение, аскетизм, «старчество», поощряемое многими религиозными конфессиями, отчасти может быть объяснением «эволюцией религии», да и вышесказанным о самопожертвовании.

А те же шаманы и колдуны всегда жили отдельно от племени… Их боялись… Уважали… А часто и ненавидели…

А грех… Интересно, что социологи проводили опросы о допустимости различных нарушений и грехов – от разбрасывания мусора до супружеской измены. И вот что парадоксально – в чьей религии присутствует Всеведущий Бог-судья (христианство, мусульманство и пр.), ко всем этим грехам относятся более строго, чем остальные (буддизм и др.), у которых в системе верований такого нет.

Тем более что грех-то почти всегда можно и «замолить»…

Обрядность в религии – также весьма важный вопрос. Обряд человек должен запомнить навсегда, на всю жизнь. Откуда это пошло? Опять же от наших далеких предков (да и сейчас встречается кое-где) – инициация мальчиков и девочек. Мальчик становится мужчиной, девочка – женщиной…

Обряды и посвящения могут быть (могли быть) как радостными, так и очень неприятными, болезненными, жестокими.

И поскольку «травмы» запоминаются (и вспоминаются) лучше, чем «эйфория», в обрядах «посвящения» часто преобладала жестокость. Мальчика могли оставить одного в лесу и он должен был выжить в течение определённого времени, и лишь тогда он становился равноправным членом племени, охотником, мужчиной, и мог взять себе жену.

Или он должен был убить врага…

Или терпеть боль…

И это также были некие «таинства», закрытые для непосвященных, для представителей других племен, и даже для женщин своего племени. И тех, кто случайно (или не случайно) мог увидеть определённый обряд – всегда ждала смерть. У некоторых племен папуасов Новой Гвинеи был особый, «мужской» язык, на котором говорили лишь в самых торжественных случаях, и если женщина услышала его, она была обязана убить себя.

Страшные и жестокие обряды посвящения оставляют в психике человека столь сильный след, что вряд ли он когда-либо забудет его. Кроме того, обряды посвящения усиливали «чувство общности» между теми, кто прошел инициацию, укрепляя «чувство солидарности» и принадлежности к данному социуму.

А вера «в кого-то» или «во что-то»… Политеизм, например, давал возможность выбора, у какого бога и что попросить… Каждое божество, каждый бог отвечал за свое… Впрочем, что говорить – все знают греческую мифологию и греческих богов с Олимпа. Кто они, эти боги? Да, в общем-то, это те же самые люди, только «рангом повыше», они также ссорятся, мирятся, изменяют, обманывают… Они бессмертны, способны творить чудеса, в этом-то, пожалуй, и вся разница… Но они часто, чаще чем люди, бывают капризны, злопамятны, гневливы, и их надо бы задобрить, принести им жертву, попросить… И тогда у тебя всё будет хорошо! И чем же современная церковная обрядность отличается от той, что была у тех же греков? Вероятно, сходства здесь больше, чем различия…

Ацтеки приносили в жертву тысячи военнопленных, но если свободный человек соглашался стать жертвой для бога – это было очёнь почетно! И для него и для всех его родственников… Хотя он и умирал в страшных мучениях…

Как почётно было и воину умереть на поле боя…

А вот у нганасанов (небольшой северный народ) был такой божок, «бог чума», вырезанный из кости или дерева некий «человечек»… Если все было хорошо – не было падежа оленей, никто не болел, дети не умирали – его «кормили» – мазали кровью и жиром, хвалили, а если вдруг наставали тяжелые времена – то переставали кормить, ругали и даже… били! А уж коли совсем плохо… Что делать – выбрасывали и …делали нового!

Вот и вся суть религии, как таковой – если твой бог плохой и не помогает тебе – найди, создай себе другого! И что в этом грешного, плохого? «Не сотвори себе кумира?»

Если тебе твой бог (или боги) не помогает, ты – либо грешник, и должен задобрить бога, «отмолить», «попросить прощения», либо бог «тебя испытывает», испытывает твою твердость, «твою веру». А зачем? Зачем все эти «испытания»? Не отголосок ли это древнейшего обряда инициации? Или ты вообще не нужен богу?

А может бог тут и не причём, а человеку просто «не везет» в жизни и ему что-то надо изменить? В себе или в этом мире, в своём мире, в первую очередь… Что-то предпринять… Сделать… А не просить и умолять…

Зачем ты живешь, Человек и каково твое предназначение в этом Мире? И каково твое место, Человек, в общей системе Мироздания?

20 миллиардов лет – существования Вселенной…

4.5 миллиардов лет – существования Земли как планеты

3.5 миллиардов лет – существует жизнь на планете Земля

200 тысяч лет – существует человек, как биологический вид Homo sapiens

И всего несколько тысяч лет – существование религии…

Нам есть что сравнить???

А.А. Каздым

Понравился материал?
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Интернет-газета КОНТИНЕНТ на Facebook Интернет-газета КОНТИНЕНТ ВКонтакте Интернет-газета КОНТИНЕНТ в Одноклассниках
Яндекс.Метрика