О евреях и Храмовой горе

Премьер-министр Натаниягу в рамках свой прерогативы как главы правительства Израиля официально отказал евреям в праве молиться рядом с местом своей главной святыни – на Храмовой горе, где место Храма.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Возникает вопрос, а может ли премьер-министр Государства Израиль приносить такие обязательства от имени всего еврейского народа? Ведь по сути он и не премьер-министр всего еврейского народа, и даже не глава Государства Израиль. И в случае с правом любого еврея молиться на Храмовой горе речь не идет о неком оперативном вопросе, подсудном очередному правительству. Напротив, речь идет о вопросе, составляющем сердцевину существования всего еврейского народа как такового: “На следующий год в Иерусалиме”.

Не надо быть глубокомысленным юристом, чтобы понять, что обязательство Натаниягу никак не обязывает еврея, скажем, из США, не молиться на Храмовой горе. Более того, если ему в этом откажут в рамках национальной или конфессиональной дискриминации, этот еврей может рассчитывать на адекватные меры правительства США против тех, кто подверг его этой дискриминации.

За созданным Натаниягу юридическим казусом, однако, кроется очень большая и очень серьезная проблема – соотношение прав еврейского ишува в Государстве Израиль и всего Народа Израиля. Можно громко кричать, что это мы тут живем под угрозой арабского бандитизма, мы тут воюем и никакой Айзик из Бруклина не будет нам равным в наших правах. Но это никак не отменит тот факт, что, например, Храмовая гора такое же его, как и наше. Да и для нас такое решение должно быть принято самим еврейским ишувом в ходе референдума или на самый худой случай Главой Государства – Президентом. Так кто же представляет Айзика из Бруклина, Бориса из Москвы и Леона из Парижа? По идее – Всемирная Сионистская организация (ВСО), Конгресс которой прямо сейчас (я уже говорил, что нет в нашей истории случайностей) заседает в Иерусалиме. И которая даже не была участницей принятия решения о таком обязательстве от имени всего еврейского народа – не молиться на Храмовой горе. Надо хорошо понимать разницу между галахическим самоограничением подниматься на Храмовую гору и молиться там и между арабским запретом евреям делать это.

Так что же случилось в ВСО? Что это такое теперь? ВСО была создана как демократическая выборная организация на основе голоса каждого еврея, разделяющего принципы сионизма и платящего членский взнос. Созданное в рамках Великобритании как орган самоуправления Еврейское Агентство (от создания параллельного Арабского арабы отказались, провозгласив еще тогда свою Накбу) Сохнут, стараниями своего социалистического руководства в союзе с Председателем ВСО Х. Вейцманом заменило собой ВСО, оставив последнему только его вывеску. В отличие от ВСО, Сохнут позволял членство несионистов, если они были “толстосумами”. Это было одной из главных тем борьбы Жаботинского против Бен-Гуриона. С созданием Государства Сохнут по идее должен был быть распущен. Однако социалистам МАПАЯ меньше всего хотелось иметь не подконтрольный им орган, представляющий весь еврейский народ вместо уютной тусовки с “олигархами”.

В дальнейшей веренице административных чередований границы ВСО и Сохнута стерлись, но принцип отсутствия прямой выборности на основе членского взноса, превращающей ВСО СОХНУТ в тусовку олигархов диаспоры и их карманных активистов, законсервировался. Такому ВСО не до права евреев молиться на Храмовой горе.

И этот скандальный факт показывает однозначно: необходимо вернуться к истокам – формату ВСО, в котором он был создан почти 120 лет назад. Чтобы голос всего еврейского народа имел свой форум и свое представительство. Чтобы Председатель ВСО говорил с госсекретарем Керри о святыни всего еврейского народа от имени этого народа.

Mark Raduzki
FB

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.