Настоящая талантливая актриса

Алиса Дмитриева

Сразу и не мог понять, почему, размышляя об Алисе Дмитриевой, театральной актрисе нового поколения, мне почему-то снова и снова вспоминается легендарный фильм «Серенада солнечной долины». Разве дело в том, что она снялась в нескольких фильмах, в одном – играла главную роль? Или потому, что является (успевает и это) быть исполнительным продюсером киноклуба «Сине Фантом», что теперь стал действовать в рамках культурных инициатив Электротеатра Станиславский, которым с 2013 года руководит режиссер Борис Юхананов? Наверное, и это тоже, в общем-то.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Но понял, что сравнение интереснее. В американском фильме, который снят был 75 лет назад и в качестве трофейной культурной акции стал культовым в СССР, рассказывается о девушке, которая хотела петь (Алиса Дмитриева поет и мечтает серьезно заняться вокалом) и добилась того, что ее взяли в оркестр, да и личная жизнь ее устроилась вполне благополучно по законам голливудских штампов. Думаю, что только в этом есть что-то общее между старым кино и сегодняшней нашей героиней.

Я увидел ее в первый раз летом 2009 года в дипломном спектакле театрального училища имени Щепкина (при Малом театре в Москве). Выпускники курса известных режиссеров разыгрывали в лицах текст Пиранделло. Честно говоря, на происходящее на сцене было грустно смотреть. Грустно за молодых ребят, которых несколько лет учили, но получалось чуть самодеятельно. Одна только студентка, игравшая мать героини, которая увлеклась парнем и ждет от него ребенка, показывала то, чему ее по-настоящему научили.

В том спектакле Алиса Дмитриева играла совсем маленькую роль, кажется, даже без слов. Запомнилось, как она занималась хозяйством (чистила картошку), а потом пела – в спектакль по Пиранделло включили хиты – что-то итальянское и из репертуара ансамбля АББА. Не заметить девушку с громадными голубыми глазами было просто невозможно. Играя маленькую роль, исполняя песни, она светилась буквально счастьем, делая все с удовольствием, явно отличаясь от партнеров по сцене Учебного театра. Они сдавали экзамен, были немного зажаты и неуклюжи, декламировали текст и сыграли историю несчастной любви искренно, но чуть усредненно.

После того спектакля подумалось: вот актриса удивительного таланта, с харизмой, богатым внутренним миром. Но как она при таких достоинствах впишется в жесткую круговерть столичной театральной жизни.

Просматривая недавно фотографии артистов театра «Практика», сразу обратил внимание на женское лицо, в котором меня что-то остановили. Оказалось, через семь лет визуально встретил Алису Дмитриеву. Она, как следует из ее профиля на сайте театра, играет в «Практике», в Центре Мейерхольда, в Электротеатре Станиславский.

Именно от нее я узнал о том, что в последнем будет премьера «Фантазий Фарятьева» Аллы Соколовой, сценического и театрального шлягера советских времен.

Конечно, сначала по логике мне надо было бы посмотреть спектакль «Кеды» в театре «Практика», где Алиса играет Кристи, дочь одного из героев пьесы. И только потом – «Фантазии Фарятьева», где она в ансамбле с другими участниками интересно осуществленного спектакля исполняет роль младшей дочери и сестры по имени Любовь.

Но получилось наоборот, что еще занимательнее для того, чтобы увидеть то, что было и то, что есть в актерской манере Алисы Дмитриевой.

В «Фантазиях Фарятьева», о которых я подробно писал для Континента USA совсем недавно, Алиса Дмитриева – печальный и одинокий подросток. В «Кедах» – современная самостоятельная девушка, умная, тихая, порядочная, которая взрослее по отношению к жизни своих сверстников, жертвеннее и честнее во всем, что касается отношений с друзьями и знакомыми. Конечно, можно было бы сказать, что Кристи – это выросшая Любовь, но это было бы банальной натяжкой. Алла Соколова писала про советские грустные будни, Любовь Стрижак рассказала про нынешних молодых людей, ровесников тех, кто их играет. И по стилю письма пьесы разные, как и по тому, как они показываются зрителям.

Если говорить в связи с ними об Алисе Дмитриевой, то заметно, что в каждой из двух этих ролей она разная. При том, что стержень в ее героинях есть. У них сильные характеры, громадный энергетический импульс, который может, освободившись, привести то к разрушению, то к созиданию. Они – девушки своего времени, правда, увиденные и представленные не натуралистично, а художественно, с мерой дистанции и достоверности.

На вопрос о принадлежности к актерской династии Алиса Дмитриева отвечает, что к однофамильцам дела не имеет. Ее дедушка был одним из первых ведущих телевизионного «Голубого огонька», а бабушка – актрисой драматического театра, который потом, с приходом Юрия Любимова, вошел в нашу жизнь как Театр на Таганке. Бабушка Алисы озвучивала мультфильмы и фильмы, так что – от старшего поколения родственников у нее желание играть в театре.

По ее словам поступала в разные театральные училища, доходила до третьего курса – и тишина. В Щепкинском училище удалось пройти все этапы просмотров и попасть в число студентов.

Сразу после окончания его один год служила во МХАТе имени Горького с худруком в лице Татьяны Дорониной. Я спросил Алису, как же ее занесло в такой специфический коллектив, на что она сообщила, что ей хватило 12 месяцев, чтобы понять, что играть классику ей неинтересно (не надо зарекаться, как говорится, да и классика бывает различная при хорошем режиссере). А потом пришла в «Практику», где ее режиссером стал худрук театра до недавнего времени Иван Вырыпаев. И в Электротеатр Станиславский к Борису Юхананову, что открыло ей возможность играть (добавлю от себя) не кондовый по содержанию и форме репертуар, а то, что ей творчески интересно и близко.

Таким образом, могу признаться, что мои опасения были напрасными. Алиса Дмитриева состоялась в профессии и в жизни (жена, воспитывает вместе с мужем маленького ребенка). Например, приняла участие в проекте Питера Гринуэя «Золотой век русского авангарда», снимавшегося в Москве в зале Манеж.

Вот абзац из профиля театрального агентства по запросу – Алиса Дмитриева: знает английский и французский языки, занимается танцами, серфингом, сноубордом, конным спортом, плаванием, фехтованием, сценической борьбой.

От себя добавлю – посещает художественные выставки всей семьей и любит читать хорошие книги.

То есть, являет пусть не образец, что прозвучало бы очень пафосно, а пример артистической генерации нового типа – динамичной, дисциплинированной, самостоятельной и целеустремленной, но не лишенной вкуса к жизни и к культуре.

На поклоны вместе с другими участниками спектаклей Алиса Дмитриева выходит, всегда улыбаясь, как тогда, в инсценировке прозы Пиранделло. И смотрит куда-то вверх или вдаль своей прекрасной голубизной глаз, будучи здесь и сейчас, и немного – чуть дальше и выше, как бы не отсюда и из какого-то другого измерения реальности, не прячась от быта, не боясь его, но проживая роли и то, что до и после них – честно и искренно, как и должно. И никак иначе по определению.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.