Накануне большого события

К предстоящему визиту в Чикаго Е.А.Евтушенко

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

«…Ещё не время подводить итоги.
Нет срока вдохновенья твоему…»
Андрей Дементьев

Минуло почти 8 лет с момента последнего приезда Евтушенко в Чикаго в 2007 году. До этого он приезжал в наш город не менее 6 раз (в 1960-м, 1995-м, 1999-м, дважды в 2003-м и в 2005-м гг.). Яркие впечатления о поэте сохранили те, кому посчастливилось присутствовать на его выступлениях. Нас ожидает большое событие – творческий вечер с Евгением Александровичем Евтушенко («Разговор по душам») 28-го марта 2015 года.

Евтушенко знают миллионы людей во многих странах мира. Тем не менее, накануне встречи с ним, нелишне было бы вспомнить о сравнительно недавних, наиболее значимых страницах жизни и творческой деятельности этого талантливого человека: поэта, прозаика, публициста, кинорежиссёра и сценариста, актёра и фотографа, преподавателя…, и, как подчёркивает Илья Фаликов в написанной им биографии «Евтушенко. Love story» (Издательство «Молодая Гвардия», М.,2014), «человека-эпохи, человека-артиста, человека-феерии, человека-оркестра и так далее до бесконечности». Не будет преувеличением утверждать, что выход в свет первой прижизненной биографии поэта, в серии ЖЗЛ в начале 2014 года, оказался знаменательным событием не только для Евтушенко, но и для широкого круга литераторов, критиков и многочисленных почитателей поэта. «Эта книга не комплиментарная, она аналитическая. И ещё, там дан замечательный портрет эпохи»,– так отозвался о книге Ильи Фаликова Евгений Евтушенко, скромно умалчивая о том, что многостраничный текст прослеживает его собственный жизненный путь и творческую деятельность. При этом сам автор биографии, осознавая особую сложность поставленной цели, пишет, что «Дать портрет Евтушенко невозможно – модель неусидчива и не влезает ни в один холст». Мнение Ильи Фаликова более чем справедливо. Оно согласуется с аналогичными высказываниями лиц, близко соприкасавшихся с Евгением Александровичем и признающих в нём сочетание интроверта и экстраверта. Давно познав противоречивость и разноликость своей натуры, он писал об этом 60 лет тому назад в стихотворении «Пролог» так:

Я разный – я натруженный и праздный.
Я целе- и нецелесообразный.
Я весь несовместимый, неудобный,
Застенчивый и наглый, злой и добрый.
Я так люблю, чтоб всё перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось:
От запада и до востока,
От зависти и до восторга…

Но Евтушенко не был бы таким каким он есть, если бы не обладал многочисленными чертами характера, определившими его уникальность. Упомянем наиболее значимые из них: широта восприятия мира, ярко выраженная эмоциональность и экспрессивность, невероятная энергия и трудоспособность, напористость и целеустремленность, искренность, честность и смелость в суждениях, нацеленность на свершение Добра в противовес Злу, жестокости, несправедливости в мире и антисемитизму; также, стремление к народности в своём творчестве, суперодарённость и, как следствие её, суперплодовитость в поэзии и прозе… Его труды – это170 книг на русском языке, более трёх тысяч опубликованных стихов, многие из которых переведены на 70 языков мира, около трёх сотен песен, написанных на его стихи. Не всё ли это, в совокупности, привело поэта, «для которого поэзия, как и любовь, призвание» (А.Дементьев), к суперславе? Его многогранное творчество оказалось на таком высоком уровне, что позволило Льву Анненскому сказать: «Евтушенко поглотил эпоху, а эпоха полюбила его». В этом контексте уместно привести мнение, высказанное А.П.Потоцкой-Михоэлс: «Евгений Евтушенко – поэт пушкинской силы и значимости», а также – Евгения Рейна «…И эта неразрывная связь. Вдумаемся в последовательность. Державин-Пушкин-Лермонтов-Некрасов-Блок-Маяковский-Ахматова-Евтушенко»… Нельзя не согласиться с тем, что «Гражданином мира», «Гладиатором стиха», «легендарной личностью»…,– называют не каждого. А Валерия Новодворская, славившаяся своей бескомпромиссностью и прямотой суждений, назвала его хорошим, честным и нелицемерным человеком, совершившим много добрых поступков и подвигов, благодаря которым ему могут быть полностью отпущены возможные грехи. Не счесть у него почётных российских и зарубежных званий, премий и наград. Из этого множества нельзя не упомянуть, например, что одна лишь Италия удостоила его 15-ти премий. А количество одних только премий (без наград) у него более 65-ти! Не менее впечатляет информация о том, что он является обладателем 8-ми профессорских мантий, недавно врученных ему медали и диплома ЮНЕСКО за выдающийся вклад в развитие культуры, укрепление межкультурного диалога и отношений между народами, а также о том, что итальянский ПЕН клуб выдвинул Евтушенко на соискание Нобелевской премии по литературе. Последний из плеяды поэтов-шестидесятников (Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Б.Окуджава…), Евгений Евтушенко, как и прежде, несмотря на возраст (он на пороге восьмидесятитрёхлетия), и серьёзные проблемы со здоровьем, остаётся невероятно активным в своей творческой деятельности, такой же харизматичной личностью, поэтом-трибуном, поэтом-лириком, поэтом-песенником, наделённым ярко-эмоциональной, неповторимой артистической манерой чтения стихов (в том числе на английском, испанском, итальянском), способным собирать многотысячную аудиторию слушателей, откликающимся на множество событий в мире, что определяет гражданственность его поэзии. Он несгибаем и остаётся прежним, следуя ранее провозглашённому им кредо: «Моя профессия – быть Евтушенко». «Я люблю людей и люблю дарить им самое дорогое, что у меня есть – стихи»,– говорит поэт.

Период, охватывающий прошедший 2014-й и начало 2015-го гг., свидетельствует о его сохранившемся мощном творческом потенциале. Даже не полный перечень свершённого им подтверждает это: 1.Презентация и выход в свет книг «Я пришёл в XXI век» (М., «Эксмо»), «Железные семечки» (Лениздат), «Все поэмы» [М., «Зебра» (содержит 22 поэмы поэта)], 1-го и 2-го тома из полного двенадцатитомного собрания сочинений, 3-го тома антологии (к изданию уже подготовлен 4-й том) «Поэт в России – больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии», сборник, вышедший в серии «Великие Поэты Мира» (М.,Эксмо»); 2. Несмотря на 8 операций, перенесенных за предыдущие 2 года, ампутацию части правой ноги ниже колена в августе 2013- го, он продолжает активно выступать. Вдуматься только, в мае и июне 2014 года Евтушенко выступал 29 раз, будучи в России, Франции, Швейцарии, на Мальте; 3-м свидетельством его невероятно активной деятельности является непрекращающееся творчество, сопровождающееся публикацией новых произведений поэта; и, наконец, 4-м – многочисленные интервью, невзирая на беспрецедентную занятость. В одном из последних (от 12-го февраля 2015 года), выражая глубокую обеспокоенность по поводу катастрофических событий на Украине, поэт, в частности, сказал: «…Как дитя Второй мировой войны, а затем и холодной войны, которая была беременна Третьей мировой, я надеюсь на коллективный разум «Нормандской четвёрки», собирающейся в столице Белоруссии. Может быть, сам воздух этой страны, в котором до сих пор ещё есть горький привкус сожжённых сёл, поможет собравшимся осознать необходимость остановки огня и крови с обеих сторон». Этой же теме посвящено недавнее стихотворение Евгения Евтушенко «Медсестра из Макеевки». Поэта, провозгласившего, что «Цель человечества – человечность», поразила смерть Людмилы Прохоровой (учительницы и медсестры, работавшей в интернате для ВИЧ-инфицированных детей в Макеевке), одной из многочисленных жертв братоубийственной войны, а также бессмысленность и её кровавые последствия. «В этом стихотворении, – подчеркнул он в интервью, данном им 14 февраля 2015 года, – полностью соблюдена презумпция невиновности – я не обвиняю ни одну из сторон, ведь главный преступник – сама война … Самое главное сейчас остановить кровь. Все идеологии, вместе взятые, не стоят и одной человеческой жизни». Вот несколько строф из этого стихотворения:

…Кусками схоронена я.
Я – Прохорова Людмила.
Из трёх автоматов струя
Меня рассекла, разломила…

…Конечно, на то и война,
Что только в ней всё же оплошно,
Но мудрость немногим дана,
Чтоб не убивать ненарошно…

…А что же такое война,
Как не эпидемия тоже?
Со знаками смерти она
У шара земного по коже.

За что убивают людей
От зависти или от злобы–
Как влезшие тайно микробы,
Ведь каждый из нас не злодей….

…Война – это мнимый доход.
Жизнь – высшая ценность святая
И станций Зима, и Дакота,
Макеевки и Китая.

Политики – дети любви,
Про это забывшие дети.
Политика, останови,
Все войны в нам данном столетьи!

Что мёртвым – молчать и молчать?
Не хочет никто быть забытым,
Но дайте хоть нам помечтать,
Ни за што, ни про што убитым!

5-8 февраля 2015 года

Ещё одно стихотворение, органично вошедшее в обойму знаменитых «Бабьего Яра» и «Дробицких яблонь», поэт написал в память о тех, кто погиб от рук нацистов и их приспешников в Змиевской балке в августе 1942 года, вошедшей в историю Холокоста как «Русский Бабий Яр».

СТОРОЖ ЗМИЕВСКОЙ БАЛКИ

Когда все преступленья замолятся?
Ведь казалось, пришла пора.
Ты ответишь ли, Балка Змиевская?
Ты ведь Бабьего Яра сестра.

Под землей столько звуков и призвуков,
стоны, крики схоронены тут.
Вижу – двадцать семь тысяч призраков
по Ростову к той балке бредут.

Выжидающе ястреб нахохлился,
чтобы выклевать чьи-то глаза.
Дети, будущие Михоэлсы,
погибают, травинки грызя.

Слышу всхлипывания детские.
Ни один из них в жизни не лгал.
Гибнут будущие Плисецкие,
гибнет будущий Марк Шагал.

И подходит ко мне, тоже с палочкой,
тоже лет моих старичок:
«Заболел я тут недосыпалочкой.
Я тут сторож. Как в пепле сверчок».

Его брови седые, дремучие,
а в глазах разобраться нельзя.
«Эти стоны, сынок, меня мучают,
и ещё – как их звать? «Надпися».

Я такого словечка не слыхивал,
ну, а он продолжал, не спеша:
«Сколько раз их меняли по-тихому
эти самые «надпися».

Почему это в разное время
колотились незнамо с чего,
избегаючи слова «евреи»,
и вымарывали его?

Так не шла к их начальничьей внешности
суетня вокруг слова того.
А потом воскрешаем в поспешности.
Воскресить бы здесь хоть одного.

Жаль, что я не умею этого.
Попросить бы об этом небеса!
Я бы тратить всю жизнь посоветовал
на людей, а не на «надпися».
Ростов-на Дону, 13 декабря 2014 года.

13 декабря 2014 года поэт выступил в Ростове в большом «Гала-концерте», посвящённом 70-летию Победы и Международному Дню памяти жертв Холокоста. Им были прочитаны три стихотворения: «Бабий Яр», «Сторож Змиевской балки» и «Идут белые снеги». Однако, его авторский вечер, намеченный на следующий день, не состоялся из-за полученной травмы. Его поместили в больницу, а затем он продолжил лечение в Москве.

Отмена грандиозного проекта: выступления по всей России, могла сломать любого, но только не его. Проявленным им стойкости, мужеству, сохранению, несмотря ни на что, творческого вдохновения, можно только позавидовать. В условиях больничной палаты, ещё находясь на лечении, он не отказывался от интервью и, самое главное, продолжал творить. Одно из созданных в это время стихотворений – «В университетском киноклассе». В авторском исполнении оно вызвало слёзы у медперсонала лечебного учреждения, в котором поэт находился на лечении. А по выходе из больницы, Е.Евтушенко сразу окунулся в атмосферу выступлений в Москве и Санкт-Петербурге.

У него грандиозные планы на будущее. Так, в начале мая будет дан старт колоссальному проекту. Евтушенко задумал объединить два праздника: 70-летие Победы и Год литературы*. В недавнем интервью он поделился деталями этого проекта, разработанного совместно с Людмилой Шевцовой, к огромному сожалению ушедшей из жизни. Намеченный проект поэт решил посвятить её памяти. Девиз проекта – «Поэт в России больше, чем поэт». Ну, а мы, в марте, после выступления ПОЭТА в Далласе, с нетерпением ждём его в Чикаго. WELCOME!

Виталий Ронин

* Правительство России приняло решение провести мероприятия, посвящённые Году литературы 1 июня в Москве, по сценарию Евтушенко.

** Автор признателен Марку Левину за предоставление информации о творческой деятельности Евгения Евтушенко.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.