На суд зрителей

Читая статьи и комментарии, восхваляющие министра культуры Мири Регев и министра образования Нафтали Беннета за то, что они осмелились выступить против работников искусства, которые наносят своим творчеством вред Израилю, и впадаю в глубокое уныние…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Нафтали Беннета, Мири Регев

Эти министры решили, что раз они одержали победу на выборах, то имеют право наводить свои порядки в мире искусства – запрещать, лишать дотаций, исключать из программы “культурная корзина” (попавшие в эту “кормушку” показывают народу свои спектакли, получая при этом нехилые деньги от государства).

У меня, как у всех тех, кто поддерживает разнообразие идей, нет проблем с позицией и творчеством режиссера хайфского арабского театра Башара Муркуса, который поставил спектакль по воспоминаниям террориста Валида Дака, “мотающего” срок за убийство еврея. Нет у меня проблем и с актером хайфского еврейского театра Норманом Исой, который не выступает перед жителями Иорданской долины, по его словам, “оккупированной евреями”. Не возражаю, чтобы творческие личности провозглашали свое политическое кредо, хотя как-то не принято, что люди, состоящие на государственной службе (и Муркус, и Иса получают деньги от Еврейского государства), открыто высказывали свои политические симпатии и антипатии.

Беспокоит меня то, что 90 процентов творческих работников Израиля оказались по одну сторону политической карты страны. В эту окрашенную одним политическим цветом компанию сплотились не только артисты и режиссеры, но и представители всевозможных репертуарных, премиальных и распределяющих комиссий, которые сразу заявляют о том, что подадут в отставку, когда какой-нибудь министр пытается повлиять на их работу. В этой же компании состоят редакторы важнейших СМИ, решающие, кому именно заказать отзыв о спектакле, книге, концерте, выставке, и какую рецензию опубликовать, зубодробительную или хвалебную. Такая ситуация создает опасный крен, который угрожает устойчивости нашего общего корабля, мешает его продвижению вперед, отрицательно влияет на творческий процесс.

Это вовсе не означает, что у талантливого человека на роду написано быть сторонником левых идей, пламенным проповедником речевок левого крыла партии МЕРЕЦ. Я знаю немало художников с иными взглядами, но они предпочитают помалкивать. Почему они не подают голос? Почему не поддерживают министров Беннета и Регев?

Они запуганы. Они боятся потерять возможность творить. Левая идеология воспитывает у своих адептов крайнюю нетерпимость к “чужим”. Их лозунг таков: “Кто не с нами, тот против нас”. Если ты не дуешь в одну дуду с нашими противниками, ты враг и тебя нужно уничтожить как творческую личность. Тебе не дадут ходу, затопчут уничтожающей “объективной” критикой (причем не скажут прямо, что ты придерживаешься правых взглядов, а будут уверять народ, что ты лишен таланта), ты никогда не получишь премию, тебя не примут в театр, не включат в концерт… Варианта “быть над схваткой” для них не существует. Они тут же заподозрят, что ты тайно голосуешь за “Ликуд”, за “Еврейский дом”. Они ждут, чтобы каждый творческий работник сделал какое-либо антисионистское заявление. Нет необходимости демонстрировать свою преданность левым идеям в изощренных формах, достаточно сказать какую-нибудь мерзость про ЦАХАЛ, назвать Израиль оккупантом, сказать, что в Иерусалиме трудно дышать, заявить, что ненавидишь Нетаниягу, что болельщики футбольной команды БЕЙТАР – сборище фашистов и расистов… И ты сразу получишь компенсацию: тебя позовут на телестудию, где позволят бесплатно рекламировать твою книгу, если ты работаешь в провинциальном театре, пригласят на работу в национальный театр в Тель-Авиве (уже были сообщения, что Нормана Ису забирают из Хайфы в “Габиму”), опубликуют в главной газете большое комплиментарное интервью с тобой…

Министра, который посмеет критиковать их позицию, тут же объявят мракобесом и фашистом, а тайные поклонники Сталина и его методов расправы с искусством заявят, что этот министр “сталинист”. Его обвинят в затыкании ртов, в маккартизме, в попытке ввести цензуру, назовут “комиссаром”, “большевиком” (эти слова давно прижились в иврите).

Так как же бороться с политически однобоким израильским искусством? Смириться? Нет, конечно. В прошлом я уже писал об этом и сегодня повторю: нет нужды запрещать, лишать дотаций, исключать из “корзины”. Нужно заняться позитивной деятельностью, попытаться достичь плюрализма в сфере искусства.

Я на месте Мири Регев не стал бы впадать в шок от того, что хайфский театр не будет выступать в Иорданской долине, а позаботился о том, чтобы в той же Хайфе появился еще один большой театр, который с радостью выступит в Иорданской долине, в Ариэле, в Кирьят-Арбе и т.п.

Какой-то театр прославляет тех, чьи руки обагрены еврейской кровью? Ну и ладно. Плюрализм. Откроем театр под руководством тех, кто будет прославлять любовь, терпимость, сострадание. Думаете, нет таких художников, все они с червоточинкой? Я готов в течение недели представить министру культуры и министру образования сплоченную труппу профессиональных драматургов, режиссеров и актеров, уже доказавших, что они чего-то стоят. Они не питают болезненной слабости к террористам и создадут театр без бойкотов. (Я позвонил этим людям перед написанием статьи и получил их принципиальное согласие). Через несколько месяцев они пригласят на премьеру жителей Хайфы, Иорданской долины, завсегдатаев респектабельной тель-авивской улицы Шенкин, жителей еврейского Нацрат-Илита и арабских городов Назарет и Умм-эль-Фахм. Если рядом не будут крутиться псевдодемократы, мы найдем общий язык.

Эти рыцари театра не будут брезговать ни одной группой населения. В их лексиконе нет слов “чахчахим”, “примитивные”, они никогда не скажут: “понаехали тут”. Они – истинные приверженцы плюрализма и терпимости. И тогда мы посмотрим, какой театр будет процветать в столице севера. Такие же проекты я продвигал бы в Тель-Авиве, Иерусалиме, Беэр-Шеве, Эйлате…

Появление театров с разными установками само по себе приведет к политическому балансу. Не понадобится вмешательство властей – творческие коллективы будут сами разбираться друг с другом. Судьбу театра, постановок должны решать не министры, не чиновники, а зрители, которые будут голосовать ногами (шекелями). Они решат, на какой спектакль пойти, – на тот, от которого идет антисемитский душок, или на тот, который сеет разумное, доброе, вечное.

Юрий Моор-Мурадов
“Новости недели”

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.