Московская мера чикагского Шекспира

В Чикаго запускается один из самых, пожалуй, амбициозных культурных проектов за всю историю города: Shakespeare 400 Chicago – иначе говоря, 2016-ый, приуроченный к четырехсотой годовщине смерти классика, объявлен годом Шекспира, со всеми вытекающими последствиями, то есть планом-программой из более чем 800 мероприятий на 120 площадках. Организаторы называют все это фестивалем – возможно, из крупнейших такого рода – сводя таким образом под его эгидой самые разные вещи: от драматических спектаклей, опер и балетов до фильмов эпохи немого кино на шекспировские тексты и темы, от библиотечных просветительских инициатив до академических лекций и чтений, от симфонических концертов до акапельных хоров, от выставок до тематических ресторанных меню; не менее, чем жанровый диапазон, широка география заявленных участников, от Англии до Австралии, от Мексики до Китая.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Тон задает чикагский Шекспировский театр, собственными постановками и приглашенными гастролерами. На его сцене и открылся фестиваль 27 января, и ничем иным, как привезенным из Москвы спектаклем «Мера за меру» английского режиссера Деклана Доннеллана (копродукция его театральной компании Cheek by Jowl и московского Театра им. Пушкина).

Доннеллан – частый и желанный гость в России, сотрудничал с додинским Малым Драматическим театром и с Чеховским фестивалем (ставшим в определенный момент своеобразной арт-антрепризой Союза театральных деятелей), ставил «Годунова» и «Трех сестер» и, понятно, Шекспира. Его российская «Двенадцатая ночь» игралась на той же чикагской сцене чуть более девяти лет назад, в ноябре 2006-го., – и во многом той же сборной труппой, костяк которой сохраняется под разными вывесками от постановки к постановке.

В Москве «Мера за меру» вышла осенью 2013-го и получила весьма оживленные отклики, не обошедшиеся без споров и претензий. Помимо прочего, прочтение этой несколько странной и трудной пьесы, стоящей в шекспировском каноне как будто посередине между трагедиями и комедиями, иным показалось тогда актуальным до политизированности, вольной или нет. Тем любопытней, как сегодня, после бурных двух с лишним лет, смотрится и проецируется на далекий и близкий фон эта почти что притчевая история о власти и морали, разыгранная в жестком и причудливом рисунке, в плотной артикуляции монологов и элегантной вольности сценических метафор. Что-то может оказаться, или показаться, чрезмерным или летящим по верхам, но зрелище будет гарантировано нетривиальным и вовлекающим, воздух театральности будет высокой концентрации и профессиональное качество несомненным; а уж наблюдать за арсеналом и органикой актеров ранжира Александра Феклистова – отдельный опыт, данный нам в редких театральных ощущениях.

«Мера за меру» идет до воскресенья, 31 января. (https://www.chicagoshakes.com/)

Более подробный разговор об этом и следующем спектакле фестиваля – «Короле Лире» Белорусского свободного театра, идущем там же 5-14 февраля – надеемся продолжить в ближайшем будущем.

Михаил Гуревич

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.