Ленинградский прогноз

Юрий Мамин

25 лет назад, в 1990 году вышел фильм Юрия Мамина «Бакенбарды».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

О нем даже писали, так сказать, в либеральной прессе.

Но все же, ясно теперь и то, что он не получил должного внимания, и в суете тех самых девяностых не осознан был в полной мере, как повод для размышления и в некотором роде – негромкое, но явное и четкое пророчество.

На «Мосфильме» снимали фильмы, так сказать, большого стиля, которые можно квалифицировать как блокбастеры.

На «Ленфильме» создавали интеллигентное, чуткое и неброское, но при этом настоящее, трогающее кино, которое теперь могли бы отнести с арт-хаусу по стилю, общему плану съемок, документальной манере повествования и камерным историям, описанным в сценариях.

К таким фильмам, несомненно, относятся и «Бакенбарды» Мамина.

Из самых известных его фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан», «Окно в Париж» , пожалуй, это самый острый и публицистичный фильм режиссера ленинградской школы, где политическое содержание стало первостепенным, а не фоновым, как в других фильмах.

Рассказав о том, как тихое увлечение литературой может стать первопричиной создания молодежной организацией радикального толка, как такая организация оказывается под опекой местной власти, как ее лидер (наверное, лучшая роль Виктора Сухорукова, растиражированная потом в схожих персонажах, им сыгранных) не просто дружит с властью, а ощущает себя вершителем судеб, государственным человеком.

В провинциальном городе создали группу любителей Пушкина.

При возникновении ее случилось много смешных моментов. Например, как девушке тут носить бакенбарды, приклеивать их что ли, можно ли включать в сообщество избранных еврея. И тому подобные подробности, сейчас все еще не менее актуальные, чем в начале последнего десятилетия двадцатого века.

Там совершенно смешная, до трагифарса стычка с почитателями Лермонтова, которые называли свою организацию – Ментик.

И ужасающий по правдоподобию финал: шествие мощной и четко выстроенной, как фаланга, колонны бритых наголо «почитателей» раннего Маяковского. Они жестко и самоуверенно маршируют по городу, в качестве речевки выкрикивая стихи пролетарского поэта, звучащие в их исполнении как нацистская бравада.

Юрий Мамин не педалировал сюжет о том, как любители литературы постепенно стали агрессивной и непреклонной силой городского масштаба.

Он рассказывал все как бы от первого лица, сыграв в своем фильме роль журналиста, который берет интервью у лидера «Бакенбардов».

Интересная сценка – журналист оказывается в зале между лидером «Бакенбардов» и представителем власти, чувствуя определенный дискомфорт от такой диспозиции. Однако, присутствие журналиста не смущает говорящих в его присутствии, он будто и не замечают свидетеля, игнорируют его цинично и демонстративно. Что может быть считано и как намек на роль прессы в пропаганде того, что модно, но не всегда позитивно по целям и результатам своей деятельности.

Таких намеков много в фильме «Бакенбарды», который в некотором роде предваряет будущие репортажи на федеральных каналах, ангажированные в ту или иную сторону.

Да достаточно пробежать глазами заголовки последних новостей, чтобы понять, насколько тот фильм Юрия Мамина злободневен и не устарел именно сейчас.

Вероятно, и за «Бакенбарды» тоже несколько лет назад подростки напали на режиссера с кулаками, нанеся вред его здоровью. Так что таким вот печальным образом киношная история аукнулась в реальной жизни. И для самого режиссера, и для его зрителей, если вспомнить, сколько подобного было с года премьеры «Бакенбардов» в отечественной сводке событий и фактов.

Родившийся накануне первой годовщины Победы в Отечественной войне, Юрий Мамин в следующем году будет отмечать семидесятилетний юбилей.

Но уже сейчас могла бы пройти ретроспектива его фильмов – спокойных, оптимистичных и лиричных, где жизнь показана такой, как есть, но без чернухи и крайностей, достоверно, честно и правильно с художественной точки зрения.

Начать бы надо именно с фильма «Бакенбарды», который сейчас бы прозвучал сильнее, чем в год создания, потому что создан талантливо и просто, в манере ленинградской киношколы. Что тоже тут немаловажно и значимо.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.