Когда закончится мирный процесс

“Слишком терпимые и слишком кроткие боги не дают никакой власти своим поклонникам. Последователи сурового Магомета господствовали долго над большей частью мира и страшны еще теперь”, Гюстав Лебон

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Практически у каждого израильтянина есть свое представление о том, на каких условиях и каким образом должен строиться “мирный процесс” с палестинцами. Я тоже решила высказаться на эту тему. Точнее, хочу сфокусироваться на том, когда закончится “мирный процесс”. А случится это ровно тогда, когда в Газе появится театр оперы и балета. И это не шутка. Этот ответ появляется как логический вывод, когда мы убираем политику и начинаем рассматривать “мирный процесс” как войну двух культур. Такая война неизбежна, когда мы сталкиваемся с неравенством культур.

Почему культуры не равны? “Культура – это обычаи, образ жизни и верования определенной группы людей в определенное время”1. Культуры развиваются, какие-то быстрее, какие-то медленнее, в зависимости от религий, которые лежат в их основе. Это связано с тем, что религии, влияя на язык и ценности человека, задают правила поведения и предпосылки для развития наук, образования, искусств, образа жизни. Все это образует культурное пространство, в котором проживают те или иные группы людей. Казалось бы увидеть различия между культурами совсем несложно, но этому препятствует социалистическая идея равенства культур, которая правит бал с середины XIX века2. Эта опасная идея не только осложняет жизнь израильтян, но и разрушает Европу.

Есть много причин почему между западной иудео-христианской и исламской культурами лежит непреодолимая пропасть2. Например, если первая поддерживает развитие искусства и образования, то вторая отрицает искусство и использует образование в рамках своей идеологии. Почему столь важна роль искусства? Потому что искусство, в любой его форме, не является отражением нашей жизни, оно само творит эту жизнь. Приобщаясь к искусству, читая книги, слушая оперу, рассматривая картины, мы расширяем свое сознание и становимся более интуитивными, эмпатичными и восприимчивыми, мы начинаем активно развиваться.

А что мы можем сказать о палестинцах, озабоченных “мирных процессом”? В их культуре вы не найдете ни классической литературы, ни фольклора, ни сказок, ни оперы, ни балета. Это прямое следствие влияния религии на культуру. Ведь если Бог в какой-то культуре воинственный и реакционный, то такой будет и сама жизнь его последователей, такой будет их культура – воинственной и ограниченной. Вот в чем причина великого противостояния наших культур. Нужны поколения, чтобы изменить эту ситуацию и вот почему.

Кто из нас в детстве не любил сказку про Маугли? А что происходит в реальности, когда находят детей подобных Маугли? Если вы помните, то люди биологически относятся к отряду приматов. Неудивительно, что маленькие Маугли в звериных стаях быстро приобретают навыки маленьких зверьков и совсем отучаются быть людьми. Когда Маугли находят, они враждебны к окружающим, не понимают человеческого языка и уже не поддаются “очеловечиванию”. Эти печальные истории лучше всего показывают, что мы становимся людьми не сразу от рождения, а только под влиянием общения с ближайшим окружением. И то, что дает нам это окружение, то и вырастает из нас.

Как же мы становимся людьми? Общаясь со своими близкими, ребенок осваивает человеческий язык и одновременно впитывает в себя основы человеческой культуры. Поначалу мы имеем доступ только к небольшой части всемирного человеческого культурного наследия. К той, которая связана с особенностями семьи, в которой мы родились. Осваивая язык, мы впитываем национальную культуру, мы становимся ее частью. Ведь язык и культура – две части целого. Только слово заметно, словно вершина айсберга, а смыслы, порождаемые культурой, глубоко скрыты от нас.

Мы так привыкли к устной речи, что совершенно забыли о том, что слова – это предмет договора и созданы культурой народа, говорящего на том или ином языке. Когда общаются представители разных культур, внешнее согласие в словах, умышленно или неумышленно, может покрывать коварство и скрытые замыслы. И если мы выстраиваем “мирный процесс”, то должны знать, что это означает в наших культурах? В иудео-христианской культуре – это взаимное признание и переговоры об условиях мира. В исламе мир устанавливается только с представителями своей веры. С неверными вместо слова “мир” употребляется слово “худна”, которое означает временное перемирие, позволяющее накопить силы для сокрушительного удара в войне до победного конца.

Когда одна культура изначально отрицает другую, то катастрофа неизбежна, поэтому корабль “мирного процесса” непременно утонет от столкновения с айсбергом исламской культуры. Тогда о чем можно говорить, когда речь заходит о “мирном процессе”? Мы не сможем закончить “мирный процесс”, пока ислам не пройдет свой путь развития и не приблизится к ценностям принятым в иудео-христианской культуре. Мы не можем начать “мирный процесс” пока “Не убий” не будет означать одно и то же для всех авраамических религий. Поэтому сейчас можно говорить только о сделке, оговаривающей условия перемирия, которые оградят нас от войны с исламом и одновременно принудят ислам развиваться. Когда путь культурного развития будет пройден, и в Газе появится театр оперы и балета, мы будем знать, что мир уже наступил и “мирный процесс” уже не нужен.

1 Определение культуры в словаре Cambridge International Dictionary of English.

2 О том к чему приводит идея равенства культур увлекательно и основательно рассказано в книге «Психология народов и масс» Гюстава Лебона, известного французского психолога и антрополога. Хотя книга написана в 1895 году, она до сих пор остается актуальной. И всем миротворцам, и со стажем, и начинающим, было бы полезно прочитать эту книгу.

2Говоря о мирном процессе с точки зрения культур, мы должны упоминать именно иудео-христианскую культуру, так как Израиль ведет переговоры с палестинцами под патронажем христианских стран. США, один из основных гарантов безопасности для Израиля, это страна христиан-протестантов. По крайней мере, после ухода Обамы.

Коротко об авторе. Наоми Любимова – политический психолог, специалист по развитию потенциала человека, автор различных методик и книг. Психологическое образование получила в Санкт-Петербурге, работала с ведущими политическими деятелями России и Израиля. C 2014 года вместе с Анастасией Карягиной, профессором университета штата Мичиган (MSU), занимается разработкой прикладных методик по развитию потенциала человека.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.