Интернет-газета KONTINENT на Facebook Интернет-газета KONTINENT в Одноклассниках  Интернет-газета KONTINENT ВКонтакте Интернет-газета KONTINENT в Twitter
Главная / Аналитика / Их называют “домари”. ЦЫГАНСКИЙ ТАБОР ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Их называют “домари”. ЦЫГАНСКИЙ ТАБОР ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

После многочисленных вопросов читателей о цыганской общине Израиля, редакция сочла нужным опубликовать на сайте эту весьма интересную статью, автор которой имеет непосредственное отношение и к цыганскому, и к еврейскому народу

Их называют “домари”. ЦЫГАНСКИЙ ТАБОР ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬВалерий Леонидович Новосельский (род. 15 апреля 1970 года, Днепропетровск) — русскоязычный израильский публицист, деятель международного цыганского движения, создатель и редактор Цыганской виртуальной сети (Roma Virtual Network) — уникального на данный момент международного цыганского средства массовой информации, член парламента Международного цыганского союза (IRU), консультант Европейского цыганского информационного офиса (ERIO). Пишет на английском и русском.
(Из Википедии)

Терминология (цыгане, рома, дом) и язык

Термин «рома» в этнокультурном самоназвании, воспринимаемый другими как «цыгане», начал употребляться в официальных политических дискуссиях с начала 1970-х годов. Термин «Gypsies (цыгане)» происходит от слова «египтяне» от неверного понимания, будто бы они происходят из Египта. Однако самими рома этот термин никогда не употребляется для собственного обозначения. Термин «цыгане» (Gypsy, Tsigan) многими рассматривались как унизительные. Несмотря на тот факт, что не все люди называют цыган «рома», как последние себя идентифицируют, слово «рома» добилось признания и стало употребляемым в политкорректной среде наших дней.

Рома не составляют гомогенную этническую группу, а состоит из разнообразных взаимосвязанных этнических подгрупп, имеющих свою собственную идентификацию. И с начала 1970-х годов мы видим развитие исторической и политической консолидации этих подгрупп в единую ромскую сообщность. Таким образом, название «рома» сейчас становится популярным во многих организациях международного, регионального, национального и местного уровней, имеющих место с различными аспектами «ромского исхода».

Многие рома говорят на различных диалектах языка романи (Romani, Romanes), принадлежащего к индо-иранской группе современной индоевропейской семьи языков, широко распространенной в Пакистане и северо-западной Индии. Обычно также большинство рома говорят на главном языке того региона, на территории которого они проживают. Современные лингвисты относят ромский язык к потохарскому диалекту (Pothohari) панджабского языка (Punjabi), на котором говорят в Пакистане и северо-западной Индии. Но употребление языка романи не является обязательным признаком самоидентификации с тех пор, как некоторые общины, которые воспринимают себя как ромские, оказались обособленными (например, существенное количество современных рома в Венгрии).

История цыганских миграций и современное цыганское население

Когда точно предки рома мигрировали из Индии, до сих пор остается дискуссионной темой среди ученых. Некоторые исследователи начинают отсчет эмиграции с XI века н.э., в то время как другие указывают на то, что этот исход стоит относить к комплексному историческому маршруту многочисленных миграций различных этнических и социальных групп, покинувших Индию в разные период с начала V в. (согласно сообщению персидского поэта Фирдоуси) по XII в. Положения антропологических и лингвистических теорий о том, что предки ромов мигрировали из Индии в Восточную Европу около 1000 года н.э., подтвердились генетическими исследованиями Любы Калайджиевой из Пертского университета Западной Австралии  и ее коллег, которые изучили распространение пяти различных неврологических болезненных мутаций среди более чем 1800 рома, проживающих по всей Европе.

Предки цыган после исхода прошли через территории современного Афганистана, Ирана, Армении и Турции. Люди отличали одних цыган от других цыган, которые до сих пор живут вплоть до Таджикистана, включая некоторых, которые совершили миграцию в Европу и вернулись в Иран в XVIII веке (известные как заргарии (Zargaries)). Современными их потомками являются банджара (Banjara), проживающие в северо-западной Индии. Банджара осознают свою связь с цыганами Европы и в последние годы установили социальные связи с цыганскими активистами.

Карта миграции цыган

По оценкам в мире проживают свыше 10 миллионов цыган. Около 7 миллионов из них находятся в Европе. Большинство (2-3 миллиона человек) современного европейского цыганского населения проживают в Центральной и Юго-Восточной Европе. В западной Европе, кроме Испании и Португалии, цыгане никогда не образовывали значительной части населения по сравнению со странами Юго-Восточной Европы. Меньше цыгане сконцентрированы в США, Латинской Америки и республиках бывшего СССР. Меньшее число цыган-дом рассеяны по всему Ближнему Востоку, Северной Африке и Центральной Азии

Общины цыган-дом на Ближнем Востоке

Термин «дом» употребляется в отношении тех цыган, которые находятся на Ближнем Востоке. Существуют и другие термины для обозначения цыган, проживающих на Ближнем Востоке: горбати (Ghorbati), зотт (Zott), бараке (Barake), навар (Nawar), калоро (Kaloro), коли (Koli), курбат (Kurbat) и заргарии (Zargari). Эти этнонимы являются общей спецификой для определения субэтнических групп, но некоторые из них употребляются в более общем смысле нецыганским населением для обозначения цыган. Часто эти названия носят уничижительный характер. Термин «навар», например, является одним из общих употреблений, используемых в арабском мире, как оскорбление; он применяется по отношению к цыганам не только как этническое название, но так же как обозначение всего дрянного и ничего не стоящего. Иранцы употребляют в аналогичном смысле термин «коли». Эти ярлыки являются частью общего негативного стереотипного представления о цыганах на Ближнем Востоке.

Сегодня существующие общины цыган-дом можно увидеть в таких странах, как Кипр, Иран, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания, Израиль, Палестинская автономия и Турция. Работа по оценке численности цыган-дом требует большей точности, для определения их количества в Саудовской Аравии, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах. К сожалению, подсчет численности цыганского населения в этих трех странах затруднен. Также зачастую цыгане-дом не включаются в национальные переписи. Сложность подсчетов состоит и в том, что цыгане скрывают свое этническое происхождение, предпочитая называться другой национальностью (например, палестинскими арабами, ливанцами, иранцами и др.).

Цыгане поселились на территории современного Израиля во времена Османской империи. Спустя век они уже были легко узнаваемой группой населения. Известные как зотт или навар, они одевались подобно другим кочевым народам (например, бедуинам), однако имели свой собственный язык, обычаи и социальную структуру.

В середине XIX века цыгане обычно поселялись в деревнях и городах Палестины, переходили через государственные границы подобно тем же бедуинам. Иногда с целью заработка они исполняли какие-нибудь представления с животными для публики.

Домари — язык цыган на Ближнем Востоке

Когда цыгане мигрировали в разные региона мира, то они принимали языки тех стран, в которых поселялись. Это не является чем-то необычным для цыган, многие из которых свободно говорят на двух-трех языках, правда, при этом они не умеют писать и читать на этих языках. В добавлении к своему знанию языков тех стран, в которых они поселялись, цыгане-дом говорят на нескольких диалектах домари (Domari) в семейном и общинном кругу. В Израиле и Палестинской автономии цыгане употребляют наварский диалект (Nawari dialect) языка домари. До недавнего времени язык домари сохранялся только в устной традиции.

Термин «навари» (Nawari) часто употребляется как синоним домари, однако, правильно считать навари диалектом языка домари. Подобно арабскому языку, домари имеет много различных диалектов. Арабский язык, возможно, является именно тем фактором, который привел к увеличению диалектов языка домари. В каждой стране Ближнего Востока и Северной Африки, где обитали цыгане-дом, они усваивали местные диалекты арабского языка (в Израиле это “палестинский” диалект). Когда в их родном языке отсутствовало то или иное слово для обозначения какого-либо предмета, то дом заимствовали его из арабского языка, который был распространен на той территории, на которой они проживали в тот момент. Это, в конечном счете, приводило к регионализации языка домари.

Изучение языка домари

Изучением языка цыган-дом в начале ХХ века занимался профессор кельтской археологии университетского колледжа в Дублине (Ирландия) Стюарт Макалистер . Он пришел к этому через раскопки, которые вел в течение 9 лет при поддержке Палестинского исследовательского фонда. У него на раскопках было несколько землекопов. В ходе разговоров с одним из этих рабочих Юсифом Хаттаром он поверхностно освоил домари.

Уже тогда на территории Палестины этот язык находился на грани исчезновения. В ходе продолжения своих исследований Стюарт Макалистер подружился с другим цыганом-дом — Шакиром Махсином (Shakir Mahsin). Последний поделился многими историями о цыганах-дом и перевел их на арабский язык; эти истории в переводе были записаны. Из этого источника Макалистер создал грамматику и словарь языка навари, которые впоследствии были опубликованы в издательстве Эдинбургского университета. До сегодняшнего дня идет спор среди ученых относительно оригинальности палестинского цыганского диалекта. Макалистер считал, что это был самостоятельный язык, непохожий на язык европейских турецких цыган (известный как язык хороханэ рома (Xoroxane Roma)).

Яков Шимони  в своей работе «Арабы Земли Израиля» , опубликованной в 1947 году, писал, что палестинские цыгане «между собой говорят на особом языке, называемом “арабским аспуром” , похожем на чириканье птиц».

Заинтригованный этим забытым языком, он обратился к крупному лингвисту профессору Джону Греппину  из Кливлендского университета , который ответил ему: «Это несомненно, что язык нури является диалектом цыганского языка, и такого же мнения Р.Пичел , автор фундаментальной работы по пракритскому  диалекту индийского языка, у которого не возникло вопросов по этому, когда он дал рецензию на Макалистера».

Повседневная жизнь

Существуют цыгане-дом, которые живут оседло, такие как те, что живут в Израиле, на территории Палестинской автономии, Ливане и Северном Кипре. Они обитают в хижинах, квартирах или домах в городах и деревнях. Некоторые из них имеют возможность получить образование и постоянную работу, однако многие из мужчин не в состоянии найти себе работу, главным образом потому, что у них «не самая лучшая» национальность.

Сохраняющаяся высокая степень неграмотности ограничивает для них возможность для выбора работы. В Ливане частные организации предоставляют детям навари классическое арабское образование в надежде на то, что обучение позволит дать им возможность получить свое призвание в обучении. В Израиле христианские некоммерческие организации распространяют литературу и Библию среди детей навари, обучают их английскому языку с той же целью. В общем же, трудности, связанные с проживанием, трудоустройством, образованием и здравоохранением, не позволяют говорить о благополучной жизни и приводят к появлению чувства безнадежности среди цыган-дом.

История цыган-дом на Святой земле

Наконец, что же случилось с ними в ХХ веке? На этот вопрос ответы предоставляет Кипрский центр исследований цыган-дом:

Цыгане сохраняют оседлый образ жизни в Старом городе Иерусалима и на Западном берегу реки Иордан более чем 100 лет.

Презираемые со стороны арабов и непризнанные со стороны евреев, некоторые из цыган вынуждены были покинуть страну в ходе беспорядков 1936-1939 гг.

В результате Шестидневной войны 1967 года, цыгане-дом покинули оккупированные палестинские территории, нашли себе убежище в Иордании и не собираются возвращаться, за исключением коротких визитов к родственникам. Другие из цыган иммигрировали в различные страны по всему Ближнему Востоку в такие, как Ирак, Иран, Сирия, Ливия, Турция и Египет.

В ходе событий Шестидневной войны 1967 года местные цыгане нашли себе убежище в церкви Святой Анны. Она находятся как раз внутри Львиных ворот Старого города Иерусалима. Для цыган война стала «адскими днями». Они пострадали в течение этого времени. Согласно их свидетельствам, «эти шесть дней были самым неприятным временем для цыган».

После войны 1967 года мэр Иерусалима Тедди Колек признал цыган как особую общину и приказал муниципалитету установить с ней связь.

В конце 1970-х гг. Я.Янив давал оценку, что в Восточном Иерусалиме до сих пор проживает 300 цыган. Потом многие из них осели и были ассимилированны.

Сегодня язык навари практически исчез, оказавшись поглощенным арабским обществом.

Статистика населения дом

Сегодня все цыганское население в Иерусалиме, Газе и БирЗейте (Bir Zeit) близ Рамаллы составляет около 7900 человек.

Лидеры общины говорят, что до Шестидневной войны 1967 года цыганское население Иерусалима составляло более чем 200 семей, в то время как в 1993 году их было уже всего 70 семей (около 700 человек). В 2000 году в Иерусалиме и Западном берегу Иордан проживало около 1200 цыган. Это очень небольшое население по сравнению с тем количеством цыган, которое было в прошлом. Цыгане-дом, живущие в секторе Газа, относительно изолированы от других цыганских общин, обитающих в соседних регионах, сумели больше сохранить свои национальные танцы и музыку, в отличие от своих соплеменников в Иерусалиме, и регулярно устраивают праздничные развлечения в общинных собраниях.

Цыганская община Иерусалима

Цыгане-дом живут в своем собственном районе, Мигдаль А-Хасида (Migdal Ha Chasidah), внутри стен старого города Иерусалима. Эти люди считают, что их жизнь связана с Иерусалимом. У них большие семьи с 10 и более детьми, что соответствует их традиции, позволяя не прерывать преемственности поколений. Мужчины работают на грязных работах в качестве уборщиков и прислуги. Даже сегодня взрослые работают в Иерусалиме в муниципальных санитарных службах. Мужчины все еще запрещают своим женам и дочерям работать. Однако молодежь из цыганской общины сегодня учится в различных школах, вузах, и уже появились цыганские няни и учителя.

В одно время эти люди готовы были даже покинуть свои дома, опасаясь войны. Но сейчас цыгане начали считать, что должны занять свое место в обществе и сохранить свои дома. Это является положительной переменой по сравнению с тем времени, когда цыгане вели кочевой образ жизни и могли легко переезжать с места на место. Сегодня же большинство цыган ведут оседлый образ жизни. Члены общины, особенно молодое поколение, проходят актуальное социальное и культурное изменение. Молодежь решила порвать со старыми традициями для того, чтобы интегрироваться в общество. Но социальное положение цыган-дом в Иерусалиме все еще очень низкое.

До недавнего времени дом вступали в браки внутри общины, но молодежь отказалась продолжать такую традицию, и старшее поколение сейчас вынуждено согласиться с молодежью. Последние данные говорят, что цыганские девушки все больше выходят замуж за арабов, а цыганские мужчины женятся на арабских женщинах. Однако, согласно наблюдениям за смешанными браками (цыган с арабами), между супругами в таких браках существуют трения .

Сохранение идентичности и противостояние ассимиляции

Некоторые из цыган знают, что они являются потомками выходцев из Северной Индии, поэтому они отрицают любое предположение о якобы их бедуинском происхождении. Вопрос их отъезда для рассеивания по всему арабскому миру обсуждался на встрече возле города Адена в Йемене. Из-за ассимиляции дом Иерусалима не сумели сохранить свои традиционные музыку, песни и танцы. Они заявили, что они не пели и не танцевали. Дом Иордании, напротив, сказали, что у них есть свои народные песни, инструменты и особые танцы, которые исполняются на праздниках и специальных церемониях.

Старые жители Иерусалима рассказали, что цыгане были одними из самых известных коневодов; коней они заботливо содержали в своих палатках и хижинах. Однако когда они стали вести оседлый образ жизни, им ничего не оставалось, как продать лошадей. Цыгане одевались как арабские жители старого Иерусалима, и их разговорным языком за пределами общины был палестинский диалект арабского. Даже между собой они употребляют в письме арабский шрифт.

Многие дом скрывают свою национальность, стесняясь своего происхождения и боясь дискриминации. Однако время приносит свои позитивные изменения, и в 1980-е гг. дом Иерусалима, стремясь преодолеть традицию гетто, стали предоставлять свой квартал для других жителей Иерусалима, чтобы влиться в  общество. Но события 1990-х гг. показали, что в течение 10 лет их жизненный уровень и положение существенно не изменились, многие из них все еще живут без электричества, не имеют в домах водопровода, не умеют читать и писать. Более того, отношение арабского населения к цыганам не изменилось в лучшую сторону: арабы смотрят на них свысока, евреи их не замечают, оставаясь до последнего времени равнодушными  к их существованию, что приводит, в конечном счете, к обособленности цыган. Амун Слим , председатель Общества цыган Израиля, проиллюстрировала эту ситуацию следующим образом: «Евреи относятся к нам как к арабам, а арабы относятся к нам как к цыганам, так что к нам с обеих сторон плохое отношение».

Несмотря на это, цыгане-дом остаются миролюбивыми людьми. Они не стремятся к власти и не выдвигают себя в политику. Они убеждены, что у них нет влияния за пределами своей общины, поэтому не хотят быть вовлечены в войны и политическую борьбу.

Организация «Домари: Общество цыган Израиля»

В октябре 1999 года, благодаря стараниям Амун Слим и адвоката Омри Кибири , которые представляли юридическую фирму «Кабири-Нево-Кейдар» , специализирующуюся на защите прав человека в Израиле, Общество цыган Израиля было официально зарегистрировано как некоммерческая организация. Амун Слим, сама являющаяся по происхождению цыганкой-дом, имеет диплом менеджера, полученный в местном колледже. Своей персоной она демонстрирует редкостное явление, поскольку в мире дом многие женщины являются всего лишь домохозяйками и многодетными матерями, которые вынуждены бросать школу в 12-летнем возрасте.

Задачами Общества являются:

Повышение образовательного уровня у цыганских детей, а также другие общественно значимые проекты в этой сфере.

Поднятие уровня жизни цыганского населения и защита их прав после периода бедности, дискриминации, а также возвращение их утерянной собственности.

Осуществление переписи цыганского населения Израиля.

Оказание медицинской помощи цыганской общине через соответствующие программы.

Всяческое содействие в решении их проблем.

Сохранение цыганской культуры.

Обращение к высшему руководству Израиля для субсидирования цыганского меньшинства.

Способствование правительственной поддержки цыганского населения.

Спонсорами этой организации являются члены самой местной цыганской общины, Центр исследований дом, юридическая фирма «Кабири-Нево-Кейдар», а также частные израильские и зарубежные частные лица, неравнодушные к судьбе цыган-дом, живущих в Израиле и Палестинской автономии.

Среди предполагаемых проектов организации можно выделить следующие:

Повышение уровня образования в цыганском секторе путем развития центров образования, которые будут предоставлять цыганским учащимся академическую помощь. Средний возраст окончания школы в цыганском секторе составляет 12 лет. Центр будет стремиться к тому, чтобы ученики продолжали обучение в школе, а после ее окончания поступили в вузы.

Медицинская помощь цыганам Израиля, включающее в себя медицинское обследование на специфические медицинские проблемы, распространенные среди цыганского населения.

Повышение культуры дом, для чего будет создан Центр сохранения и развития цыганской культуры. Персонал этого Центра будет заниматься исследованием цыганского населения Израиля, их историей и культурой. К тому же Центр будет проводить культурные вечера, тем самым, поднимая значение цыганской культуры в обществе.

Руководство социальной поддержкой в форме консультаций по тем или иным вопросам и т.п.

Способствовать налаживанию близких связей между и цыганами дом и рома, проживающими по всему миру, через участие в международных конференциях и организации встреч с ними в Израиле, куда рома будут приглашены в качестве гостей.

После официального основания Общества цыган Израиля число формальных и неформальных контактов между местными цыганскими общинами и представителями зарубежных цыганских общин увеличилось в геометрической прогрессии, особенно благодаря финансовой и материально-технической поддержке Центра исследований дом и Международному Союзу Рома через Интернет.

 

Валерий НОВОСЕЛЬСКИЙ
isrageo.wordpress.com

.
.
.

Понравился материал?
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Интернет-газета КОНТИНЕНТ на Facebook Интернет-газета КОНТИНЕНТ ВКонтакте Интернет-газета КОНТИНЕНТ в Одноклассниках
Яндекс.Метрика