Иудейская война в иешиве “Поневеж”

На прошлой неделе мы уже сообщали об арестах зачинщиков массовой драки в иешиве “Поневеж” в Бней-Браке. Как и ожидалось, они не только не остановили, но еще больше обострили идущую здесь “войну” между двумя лагерями, истоки которой следует искать в истории “Поневежа”.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Для начала напомним, что иешива “Поневеж” была создана равом Йосефом-Шломо Каганманом в 1919 году в литовском городе Паневежис. После того как значительная часть ее учеников погибла в Катастрофе, иешива была возрождена ее основателем в 1943 году в Бней-Браке. В течение довольно короткого времени рав Йосеф-Шломо Каганман сделал “Поневеж” поистине всемирно известной иешивой, своего рода еврейским Гарвардом, одним из главных оплотов “литовского” направления в иудаизме. Одновременно собранные им в первые десятилетия существования иешивы огромные пожертвования и их умелое инвестирование превратили “Поневеж” в очень богатое учебное заведение не только по израильским, но и по мировым меркам. Принадлежащая иешиве недвижимость оценивается в сотни миллионов долларов, а по некоторым данным, переваливает за миллиард. Капиталы “Поневежа”, по всем оценкам, настолько велики, что он давно уже способен существовать самостоятельно без всякой помощи как от государства, так и от новых жертвователей (которых, заметим, и в наши дни вполне хватает).

Йосеф-Шломо Каганман

В 1969 году рав Шломо Каганман скончался, и новым управляющим иешивы был назначен его сын, рав Авраам Каганман, занимавший этот пост до конца 1980-х годов. Но еще при жизни рава Авраама Каганмана в иешиве развернулась борьба за то, кого следует считать его духовным наследником и кто должен занять кресло директора, его сын рав Элиэзер Каганман или любимый зять рав Шломо Маркович. Оба с юности считались гениями Торы и потому имели полное право претендовать на это кресло.

С тех пор в “Поневеже” и идет война между двумя лагерями, по сути дела, давно расколовшая ее на две иешивы, ученики которых против воли вынуждены заниматься в одном здании. И чем дальше, тем больше эта война обостряется.

Представители одного из противоборствующих лагерей называют себя “сойним” – “ненавидящие” (по строчке псалма “Ведь ненавидящих Тебя, Господи, ненавижу я”), представители второго – “мехаблим” – “портящие” (по строчке из “Песни песней”: “Поймайте нам лисиц, маленьких лисиц, что портят виноградники…”).

Поступая в “Поневеж”, 17-летний литовский ортодокс автоматически оказывается  в одном из двух лагерей и вынужден включиться в эту войну. Ему запрещено (по меньшей мере, в стенах иешивы) не только заводить дружбу с кем-то из враждебного лагеря, но и разговаривать, и даже просто здороваться с “врагами”.

Война идет из-за всего – из-за комнат в общежитии иешивы, из-за места в общей столовой, из-за распределения мест для учебы в главном зале, из-за того, чей хазан должен вести молитву в главной синагоге иешивы…. У каждого лагеря хазан, само собой, свой.

Формальным поводом для нового обострения противостояния и последовавшей затем массовой драки в этом году стало нарушение статус-кво как раз в последнем вопросе. “Мехаблим” заявили, что “сойним” нарушили действующие договоренности по хазанам и месту молитвы, и потребовали, чтобы взамен общую вечернюю молитву вел хазан из их лагеря. Когда “сойним” категорически отказались, “мехаблим” стали срывать вечернюю молитву, и дело закончилось мордобоем.

– На самом деле суть противостояния между двумя группировками гораздо глубже и отражает ту идеологическую войну, которая идет внутри “литовского еврейства”, – объяснил автору этих строк выпускник иешивы “Поневеж”, известный в религиозных кругах журналист Ави Гринцвайг. – “Сойним”, которых возглавляет рав Каганман, считают своим духовным лидером рава Аарона-Лейба Штейнмана из Бней-Брака. Рав Штейнман известен как глава так называемого прагматического направления в “литовском” иудаизме. Он и его последователи убеждены, что ультраортодоксы должны пытаться находить общий язык с израильскими властями, и даже готовы вести переговоры об условиях призыва ешиботников в армию. “Мехаблим” вслед за своим руководителем равом Марковичем признают высшим авторитетом живущего в Иерусалиме рава Шмуэля Ойербаха, считающего, что все должно остаться, как есть, любые новшества только вредят. И, само собой, рав Ойербах не допускает даже мысли о том, чтобы учащиеся иешив пошли служить в армию. Этот раскол, само собой, проходит и внутри партии “Дегель а-Тора”, входящей в блок “Яадут-а-Тора”. Понятно, что в период выборов спор между сторонниками различных фракций обострился, и достаточно было любого повода, чтобы дело вновь дошло до столкновений.

Правда, многие считают, что причиной нового витка напряженности стало не что иное как недавнее решение раввинатского суда, обязавшего рава Элиэзера Каганмана выплачивать ежемесячно 500 тысяч шекелей на нужды учеников своего заклятого родственника рава Шмуэля Марковича. Рав Каганман вне себя от возмущения этой “несправедливостью”, и его сторонники, само собой, тоже. Причем оспаривать данное решение негде – все инстанции, включая даже государственные суды, которые ультраортодоксы не признают, уже пройдены.

Как бы то ни было, хотя учиться в “Поневеже” считается по-прежнему необычайно престижным, в последние годы многие родители, зная об идущей там войне и высоком уровне насилия, начинают колебаться, стоит ли отдавать туда сына. Так что в итоге от сложившейся ситуации проигрывает доброе имя великой иешивы “Поневеж” – оплота Торы, светоча еврейской мудрости во тьме этого мира…

Петр Люкимсон
«Новости недели»

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.