Фейс Буки (fb415)

Яков Кротов

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

ЧЕГО НЕТ В ЕВАНГЕЛИИ

Одна из примечательных черт Евангелия – отсутствие басен. Черта не уникальная. Басня – отнюдь не древнейший вид прозы, как могло бы показаться. Казалось бы, так просто перейти от мифа о богах-животных к животным-людям, а вот не совершается переход легко!

Самые древние басни (как и всё самое древнее) – разумеется, не китайские, как вы подумали, а шумерские. Они совсем короткие, без моралек, но басни.

Лисица, которые выпросила у бога рога и теперь не может залезть в свою нору – прародительница всех басенных лисиц, хитрость которых побеждается их же жадностью.

Орёл плывет по реке, собака бежит по берегу и вздыхает: “Когда же он выберется на берег, чтобы мне его съесть” – далекий предок анекдота о полицейском, который сокрушается, что регулярно дающий ему взятку человек уехал в отпуск “за мой счет”, ведь взятки временно прекратились.

Когда современный раввин утверждает, что Библия писалась во времена, когда ещё не были одомашнены кошки, а потому кошки в ней не упоминаются, это неверно. Кошки уже в шумерских баснях упоминаются (а среди шумеров жили и далёкие предки евреев) – правда, шумеры считали, что мангусты лучше кошек борются с мышами. О египтянах и говорить нечего. Возможно, именно это и причина того, что в Библии нет кошек и вообще басен – это своего рода способ отделить себя от соседей. “Не сотвори себе кумира” – а ведь басня это тоже “кумиротворение”, изготовление образа.

Библия – и Иисус – не приняла и греческих басен, которые наверняка имели хождение среди греков, населявших древнюю Палестину. Самое большее – есть две басни, героями в них выступают растения, которые выбирают себе царей (Суд. 9:8–15) или сватаются друг ко другу. Собственно, когда Иисус спрашивает – или цитирует поговорку – собирают ли с терновника виноград (Мф. 7, 16) – это отсылку к той самой притче о терновнике, который посмел посвататься к дочери ливанского кедра (2 Цар. 14:9–10).

Иисус часто сравнивает людей с животными – женщину, выпрашивающую исцеление, с собачкой, выпрашивающей косточку, слушателей с овцами, Ирода с лисицей (привет шумерам!) – но Иисус никогда не сравнивает животных с людьми. Аналогия работает только в одном направлении. Радикальное отличие от современности, когда басня – жанр детский, примитивный, а вот сравнение животных с людьми – основа “экологического сознания”. Не только обезьяны, но и жучки, и паучки, и сорока, и волчица, – все они не менее разумны, не менее обладают правами, в общем, питаться следует из-под капельницы, чтобы не съесть себе подобную тварь.

Это не означает, что, живи Иисус в наши дни, Он бы не воспользовался басенным жанром. Талмудические мудрецы басни использовали вовсю. Это означает, что в наши дни вера в Бога оказалась неразрывно связанной с верой в человека – в человека как неживотное, непрах, неглину, в человека как человека – существо, которое можно и нужно сравнивать с чем угодно, от космоса до бозона, но с которым не сравнится ничто, от бозона до космоса.

Denis Dragunsky

О НЕЦЕНЗУРНЫХ НЕПРИЛИЧНЫХ ПЛОХИХ СЛОВАХ.

Вот эти сакральные четыре слова почему запретили?

Все ради детей!

Недаром велят книжки с такими словами продавать с надписью “18+” и закатывать в целлофан. Чтоб, значит, юный гражданин, листая у прилавка книжечку, на которую у него все равно нет денег, не читал эти кошмарные слова и не возбуждался эротически раньше положенного возраста. Чтоб не растлевался, в общем.

Когда мы были маленькие, мы матерились вовсю. Но – когда надо. Когда было больно или досадно. Мы знали, как будет по-русски penis или vulva, но честное слово, для нас тут не было эротической подоплеки.

Эти слова не будили в нас, детях среднего школьного возраста, никаких непристойных фантазий.

“Но какие-то слова эротически возбуждали?” – спросит читатель.

О, да! Были такие слова. Их было тоже четыре.

“Беременность”, “менструация”, “презерватив” и “бюстгальтер”.

Эх, запретить бы их в свое время!

Игорь Фунт

– Ты ему кофе, в постель… Каждое утро?!

– Угу. Потому что если не кофе, он начнёт день с пива.

Ganna Oganesyan

Потерпел фиаско, проводимый ЮНЕСКО опрос населения Земли с просьбой высказать личное мнение по поводу дефицита продовольствия в других странах.

В Европе не поняли, что такое дефицит.

В Африке не поняли, что такое продовольствие.

В Америке не поняли, что такое другие страны.

В Китае и в арабских странах не поняли, что такое личное мнение.

В России текст опроса потеряли, но на всякий случай, пригрозили ответить ракетным ударом.

От редакции. Особенности орфографии, пунктуации и стилистики авторов сохранены.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.