Фанаты

В детстве я любил смотреть футбол. Первым кумиром стал Эдуард Стрельцов, поэтому, когда уже в начальной школе выяснилось, что надо определяться, за кого ты болеешь, стал болеть за «Торпедо». Стрельцов к тому времени уже сидел, «Торпедо» играло так себе, поэтому в классе «торпедовец» был один я, остальные примерно поровну поделились на «мясных» (болельщиков «Спартака») и «коней» (болельщиков ЦСКА). Потасовки «мяса» с «конюшней» тогда не были столь ожесточенными, как в нынешнее время, но пару раз мне пришлось почувствовать объединенную ярость людей, которые искренне не понимали, как можно болеть за какое-то «Торпедо», когда на свете есть два центра силы, справедливости и правды в виде московского «Спартака» и ЦСКА.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Желание смотреть футбол на стадионе пропало в начале 60-х, после первых посещений, когда стало ясно, что многих совершенно не интересует красота игры, а мир делится на «наших» и «ненаших». И если «ненаш» показал чудеса мастерства и забил гол, то это плохо и надо свистеть и материться, а если «наш» сбил «ненашего» в штрафной, а судья назначил в «наши» ворота пенальти, то надо обязательно орать: «судью на мыло!».

До зарождения фанатской субкультуры оставалось еще целое десятилетие, а до ее деградации в кочующие по стадионам разных городов банды – еще лет двадцать. Так что смущало не насилие и грубость, а именно уход смысла игры в процессе «боления».

Неподвижные стеклянные глаза, пена ненависти к оппоненту на губах, нежелание слушать аргументы и готовность громить до полного уничтожения, – весь этот джентльменский набор фанатизма  сегодня присутствует на думской трибуне и на улице, в студиях федеральных каналов и популярных радиостанций, в текстах ведущих блогеров и в комментариях к ним.

На этой волне фанатизма одержала свою историческую победу ЛДПР в декабре 1993 года, вдохновив электорат  призывом своего бесноватого лидера повесить Гайдара и Чубайса на двух соседних березах.

На этой волне в 1996 году вынесли опять на трон уже мало что соображавшего Ельцина его сторонники. «Не дай Бог!», орали они миллионными тиражами одноименной газеты. «Голосуй сердцем!», – требовали они у граждан России, чтобы те не дай Бог не включали мозг. «Если ты не за Ельцина, – значит за Зюганова, то есть за Сталина, а также за Гитлера, за Холокост, Голодомор и 37-й год!», – орали участники всероссийского шоу «Голосуй или проиграешь!». Любая попытка объяснить, что между Ельциным и 37-м годом есть еще некоторое пространство возможностей, отметалось с порога как демагогия и попытка лицемерно скрыть свою фашистско-гебешную сущность.

Через полтора десятилетия во время  протестов и потом, во время выборов мэра Москвы, любая попытка просто задать вопрос в отношении Навального, его национализма, усомниться в разумности призыва голосовать «За любую партию, кроме ПЖиВ», удивиться его пассивности в КС оппозиции, – любые сомнения немедленно трактовались многочисленными фанатами, которых не без оснований называли «секта Навального», как вылазка гэбэшного агента и кремлевского тролля.

К сожалению фанатский стиль ведения дискуссии и в целом фанатский стиль публичного поведения стал настолько естественным, что ему оказываются подвержены и самые достойные люди. Приведу один, пожалуй, самый поразительный пример. Предметом дискуссии был вековечный спор о границах компромиссов с властью. Сегодняшнее пространство этой дискуссии расположено в диапазоне от фигур типа Михалкова, – тут дискуссии как таковой просто нет, – минуя Табакова, с его «ну, ты ж понимаешь, он ведь театр поддерживает», – и до наиболее острой и горячей точки под названием «Чулпан Хаматова».

Очередная вспышка произошла после крошечного, в три строчки, текста в фейсбуке Александра Рыклина, главреда давно и надежно заблокированного «Ежедневного журнала». Текст этот в свою очередь стал ответом на заявление Чулпан Хаматовой о том, что она готова в очередной раз сняться в ролике, поддерживающем Путина, если Путин, в свою очередь, готов будет построить больницу для больных детей.

Рыклин в своей фейсбучной реплике предложил Чулпан Хаматовой мысленный эксперимент. Вот она снимает ролик, цель которого поднять любовь к Путину. В результате этого ролика, 100 человек, возлюбив Путина больше жизни своей (волшебная сила искусства!) едут воевать на Донбасс и убивают 100 других людей и сами умирают. Так вот, задает Чулпан Хаматовой вопрос мысленный экспериментатор Рыклин, скольким из этих погибших она, Чулпан Хаматова сможет вернуть жизнь в больнице, которую ей построит Путин, а также готова ли она отвечать за смерть этих людей.

Хотя с научной точки зрения мысленный эксперимент Рыклина несколько уязвим, и можно спорить о цифрах, почему, например, только 100 человек, когда потенциал воздействия актрисы Чулпан Хаматовой измеряется миллионами, из которых тысячи могут исполнить волю обезумевшего вождя. Но с журналистской точки зрения такая постановка вопроса имеет право на существование. А, главное, она совершенно не нова. Несколько лет назад, когда Чулпан Хаматова впервые снялась в агитке за Путина, появился стишок, который довольно точно отражает количественную сторону  вопроса о компромиссе с властью:

Путин утром без затей
Скушал четверых детей,
А пятого – помятого
Спасла Чулпан Хаматова.

Стишок бродил по Сети в статусе народного, поэтому не получил достойной отповеди, а вот Рыклин на свою беду эти несколько строчек разместил на своей странице под своим именем, поэтому и получил, правда, больше не по тезису, а как у фанатов водится, прямо по фейсу.

Сначала на его трехстрочную реплику в фейсбуке ответила «Новая газета», в которой Рыклин не был назван по фамилии, а только по ее первой букве, «журналист Р.» Видимо, так предупредили, что если что, то в следующий раз фамилия будет напечатана полностью. Затем на защиту Чулпан Хаматовой выдвинулся сам главный редактор «Новой», Дмитрий Муратов. Когда я говорил об удивительных случаях подверженности фанатскому поведению достойнейших людей, я имел в виду именно Дмитрия Муратова. Речь идет о его выступлении в «Особом мнении» на «Эхе Москвы». Вот как это было:

«Эхо Москвы»: – Что может вас заставить публично выступить в поддержку власти?

Муратов: – Если власть защищает Чулпан Хаматова, то я выступлю за власть – скажу вам прямо… Мы сегодня поставили заголовок про нападки на Чулпан, мне он нравится – «Сквозь револьверный лайк»… Люди, которые нападают на нее, – гореть им в аду.

«Эхо Москвы»: – А мы думаем, что есть абсолютное зло.

Муратов: – Да, есть людоеды, и с ними никакого сотрудничества – они проходят по другому антропологическому разряду. И Чулпан никогда не поддерживала, – кстати, я прочитал историю под названием «из-за того, что вы поддержали Путина из-за этой больницы, теперь люди умирают на Украине».

И тут Дмитрий Муратов, видимо, не зная как ответить на тезис, поскольку тезис-то при всей его корявости все-таки неубиваемый,  ведь ясно же, что Путин это и есть война, а значит, поддерживая Путина, поддерживаешь войну – отвечает по фейсу: «Оппозиция 16 лет не может собраться и создать свое нормальное медиа, которое было бы альтернативой. Потому что оппозиция не собрала еще, ни разу на моей памяти, никакой коалиции».

Неловко за уважаемого редактора весьма уважаемой газеты. Во-первых, за ответ в стиле «а еще шляпу надел». Во-вторых, за содержательную глупость упрека: с какой это стати целью оппозиции стало создание медиа? В-третьих, за фактическую несвоевременность этого упрека: вот именно сейчас оппозиция, вроде, какую-никакую коалицию слепила.

Ясно, что человек говорит в запальчивости, в фанатском раже, не выбирая слов, не соизмеряя силы вербального удара, не разбирая, куда и по кому этот удар наносится.

Травля Чулпан Хаматовой, говорите? Что, про нее показали по федеральному каналу фильмы в стилистике «Анатомии протеста»? Уже собрали в студии у Малахова всех ее бойфрендов, начиная с детского сада, чтобы обсудить ее личную жизнь? Многотысячными тиражами распространяется ложь о ее семье? Прослушивают ее телефон? Взламывают почту? Обливают краской во время спектакля?

Про то, как выглядит травля,  есть смысл спросить у той самой оппозиции, о которой так пренебрежительно отозвался Дмитрий Муратов. Поскольку у Бориса Немцова спросить вряд ли получится, можно навести справки у Касьянова, Навального, Каспарова, у Шендеровича, да у того же Рыклина, издание которого заблокировали беззаконно и без права на разблокировку, а самого недавно посадили на 10 суток за законный одиночный пикет. Впрочем, последнее время слово «травля» приобрело совсем уж иной смысл, отсылающий прямиком к практике семейств Борджиа и Медичи. Так что на этом фоне говорить о «травле» Чулпан Хаматовой совсем неловко.

Дмитрий Муратов не тот человек, которому все это надо объяснять. Он и журналисты его газеты знают, что такое настоящая травля. Нескольких из них, самых достойных, власть затравила навсегда, насмерть. Поэтому та злобная чушь, которую Дмитрий Муратов нес в своем «Особом мнении» на «Эхе Москвы» может иметь лишь одно объяснение – человек находился в ослеплении, в фанатском угаре. Не может журналист Дмитрий Муратов, находясь в здравом уме и твердой памяти, желать своему коллеге и другу, Александру Рыклину, – гореть в аду, даже в фигуральном смысле и будучи не слишком уверенным в сбываемости данного пожелания.

Это такое специальное фанатское состояние, в которое попадать, и даже вводить себя несколько искусственно стало даже модно. Ведь разговор о проблеме под  кодовым названием «Чулпан Хаматова» имеет много измерений. И в том числе профессиональное. Есть несколько текстов, подписанных известными медиками, директорами клиник, которые объясняют, что проблема не в новой клинике, а в комплектации оборудованием тех, что имеются. И что на деньги, которые будут вбуханы в строительство новой клиники, которую Путин построит за наши деньги в обмен на поддержку Чулпан Хаматовой, можно было бы спасти множество детей в имеющихся клиниках, если их нормально оснастить. Я не знаю, насколько это мнение обоснованно, не знаю, нет ли в нем того, что называется «профессиональной деформацией». Знаю лишь то, что разговору на эту, впрочем, как и на любую иную серьезную тему противопоказан фанатский блеск в глазах, пожелания оппонентам гореть в аду и та пена на губах ангела, с которой тот вступает в бой за святое правое дело, и с которой начинается дьявол. Это, как известно, одна из культовых цитат Григория Померанца, которого «Новая газета» при его жизни часто печатала.

Игорь Яковенко
igoryakovenko.blogspot.com

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.