Еще об обреченных «только верить»

Игорь Клямкин

Автор Игорь Клямкин

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Некоторые коллеги обиделись за Россию, в которой я не обнаружил укорененности европейского рационализма. При этом укорененность не предъявили, полагая ее, наверное, очевидной и несомненной. Если так, то пренебрегли советом европейского рационалиста Декарта предварять констатацию любой несомненности радикальным сомнением в ней. Но Тютчев, думаю, их бы поддержал. Несомненность России и ее предназначения не нуждается у него в свидетельствах сомневающегося разума. Как, впрочем, и в таком источнике достоверности знания, как опыт. Знание о ней дается вне и помимо не только европейского рационализма, но и европейского эмпиризма, дается верой в нее и особость ее судьбы. С Тютчевым, конечно, можно не соглашаться, но такое несогласие тоже желательно бы обосновать наличным знанием о России и ее пониманием, добытыми заимствованным европейским умом. Какими понятиями, умом этим изобретенными, она и ее эволюция были описаны раньше или описываются сегодня? Кроме тоталитаризма, придуманного за ее пределами специально для одного из ее политических режимов и его немногочисленных родственников, ничего не припоминается. Не исключаю, что у кого-то память лучше.

Игорь Клямкин
FB

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.